
Фармкомпании считают: новый закон усложнит клинические исследования и замедлит доступ к лекарствам

Поправки к выплатам врачам могут сократить число клинических исследований
Ассоциация фармкомпаний «Инфарма» направила в Минздрав письмо с предупреждением, что новый законопроект, меняющий правила оплаты врачей за участие в клинических исследованиях (КИ), может затруднить проведение испытаний и привести к их сокращению. Обсуждение документа завершилось в начале июля 2025 года, пишут «Известия».
Согласно поправкам, выплаты исследователям и соисследователям должны осуществлять исключительно медицинские организации, а не фармацевтические компании напрямую. Также запрещается оплата через другие гражданско-правовые договоры, включая научно-образовательную деятельность.
Ассоциация производителей ЕАЭС (АФПЕАЭС) тоже выразила обеспокоенность, указав, что это приведёт к задержкам в проведении исследований, сборе данных, регистрации препаратов и, как следствие, — к замедлению доступа пациентов к терапии. Например, при заключении договора с физлицом процесс занимает от трёх до семи дней, тогда как с юрлицом — до полутора месяцев.
По данным АОКИ, доля международных КИ в России резко снизилась: с 40% в 2012–2021 годах до менее 3% в 2024 году. Число новых разрешений на КИ также упало — с 908 в 2021 году до 629 в 2024-м.
В новых условиях фармкомпании будут вынуждены привлекать посредников — профессиональные сообщества для заключения договоров с врачами. Это, по мнению «Инфармы», сократит число научных мероприятий и ограничит доступ медиков, особенно из регионов, к актуальной информации.
Минздрав в пояснительной записке заявил, что поправки направлены на устранение конфликта интересов и повышение независимости врачей. Закон, по утверждению ведомства, не повлияет на организацию КИ и не нарушит права участников.
Между тем медицинский юрист Алексей Старченко подтвердил, что конфликты интересов существуют: врачи, получая оплату от компаний, могут быть заинтересованы в нужных им результатах. Однако, по его мнению, ограничение выплат — не оптимальное решение. Он предложил привлекать независимую организацию, через которую врач получал бы задание и оплату.
Первый зампред комитета Госдумы по здравоохранению Федот Тумусов добавил, что продвижение препаратов через врачей — это потенциальная форма коррупции, и их рекомендации должны быть основаны исключительно на данных о препарате.
Николай Беспалов из RNC Pharma отметил, что в мире проблему решают через прозрачность: с 2013 года в ЕС фармкомпании обязаны раскрывать выплаты врачам и организациям. По его словам, российские поправки могут лишь привести к «серым зонам» — сокрытию информации.
По оценке «Инфармы», только за 2024 год девять из 20 входящих в ассоциацию компаний потратили 1,9 млрд рублей на выплаты специалистам. В 2023 году крупные иностранные компании инвестировали в работу с врачами более 5 млрд рублей, а общий объём может превышать 10 млрд рублей, если учесть локальные фирмы.
В «Р-Фарм» добавили, что участие пациентов в КИ помогает государству экономить миллиарды: только исследование одного онкопрепарата может сэкономить бюджету 6 млрд рублей в год. В «Биокад» считают, что новые правила увеличат административную нагрузку на 30–50% и задержат вывод лекарств на рынок.
Эксперты, включая Игоря Утяшева из «Медскан» и Ларису Попович из ВШЭ, считают, что без сохранения мотивации врачей количество исследований в России будет только снижаться.




