Как Россия планирует перевернуть индустрию отдыха: Будущее кемпингов раскрыто

Автор: Ольга Артамонова
Фото: © Сайт Федерального агентства по туризму / tourism.gov.ru

Более трети граждан РФ путешествуют на автомобилях

На стратегической сессии Российского союза туриндустрии (РСТ), которая была организована комиссией отраслевого союза по кемпингам, глэмпингам и некапитальным объектам размещения, прошли обсуждения о развитии кемпинг-индустрии в России и ее правовом регулировании. В мероприятии участвовали представители Госдумы, Минэкономразвития, руководители комитетов (РСТ), туроператоры и турагентства, пишет ratanews.ru.

Автотуризм зарекомендовал себя как один из самых популярных видов отдыха в стране, с более чем третью россиян (39%), совершивших турпоездки на автомобиле за последние пять лет, согласно исследованию ВЦИОМ за 2023 год. Эксперты указывают на растущий интерес к аренде частного жилья, ночевке в палатках и проживании у родственников среди путешественников внутреннего туризма, что способствует развитию кемпингов как бюджетных, удобных и экологических вариантов размещения. По сравнению с другими средствами размещения, кемпинги требуют меньше финансирования для создания и быстрее окупаются, в среднем за 3–5 лет, что привлекает инвесторов.

Руководитель комиссии РСТ по кемпингам, глэмпингам и некапитальным объектам размещения Вадим Дашук сообщил, что основным итогом встречи стало формирование базовых положений для начала развития кемпинг-индустрии в стране. Первый раз на столь высоком уровне обсуждались проблемы кемпингов с участием представителей власти и специалистов отрасли, что позволило определить ключевые вопросы для будущих законов и нормативных актов, с намерением решить их уже в этом году.

Одной из первоочередных задач стало определение терминологии, в частности, законодательное закрепление понятия «кемпинг» как одного из видов коллективных средств размещения. Также необходимо обновить национальный стандарт по кемпингам и разработать систему их классификации, включая возможность самоклассификации.

Значительное внимание было уделено земельным вопросам, учитывая, что кемпинги не считаются недвижимостью в традиционном понимании. Законодательное разграничение кемпингов и глэмпингов от других средств размещения и рассмотрение земли под кемпинг как средства размещения были подчеркнуты как важные шаги в развитии индустрии.

РСТ также видит необходимость в продолжении программы государственного субсидирования для создания модульных некапитальных средств размещения, в том числе кемпингов, и разработке методики мониторинга турпотока.

Николай Дмитриев из АНО «Твой кемпинг» выразил мнение, что кемпинги могут стать решением для дефицита гостиничных мест, особенно в пиковый сезон, благодаря возможности быстрого развития и стандартизации.

Президент «Лиги караванеров» Андрей Артюхов поделился статистикой, согласно которой автотуристы в России представлены около 20 млн семей, а караванеры, владельцы автодомов, составляют около 29 тыс. семей на февраль 2024 года. Рост станций проката автодомов в десять раз с 2019 года указывает на увеличение спроса, но в стране всего 415 кемпингов, что недостаточно для удовлетворения потребностей всех автотуристов.