Актер Кирилл Жандаров: о сериале «Замаячный», своих ролях и современном российском кино

Автор: Валерия Соколова
Фото: © E. Vartanyan

1 августа в онлайн-кинотеатре KION состоялась премьера детективного триллера «Замаячный», рассказывающего о поиске маньяка-душителя по роману Ильи Бушмина «Ничейная земля». О проекте «Центральная служба новостей» пообщалась с исполнителем одной из главных ролей в картине, актером Кириллом Жандаровым.

Как началась Ваша работа в сериале «Замаячный»?

Его снимал мой хороший друг, режиссёр Андрей Либенсон. Мы только закончили предыдущую историю, которая называлась «Личность не установлена», с Алексеем Гуськовым в главной роли — мы там здорово повеселились, классно поработали, и Андрей говорит: «Хочешь следующую историю — я пока не знаю, кого я тебе там дам, я не вижу там персонажа твоего возраста, но что-нибудь обязательно придумаем». Он покопался, и придумал вот такого персонажа, Валеру Цигулина. Витя Ценёв [сценарист сериала «Замаячный» — прим. ЦСН], который занимался диалогами, редактировал сценарий, спросил меня, какое хочешь имя? Я говорю, не знаю. А у меня тогда как раз сын родился, Валера — Витя и говорит, давай Валерой тебя назовём. Мы придумали имя персонажу и его немножко проработали, сделали целую большую линию. Ко мне на съемки приезжала жена с ребёнком, ну и, конечно же, мы придумали сцену, где Валешная [Мария Валешная, актриса, супруга Кирилла Жандарова — прим. ЦСН] сыграла мою реальную жену, которая приходит к нам на тренировку.

В целом, как и всегда с Либенсоном, все было хорошо, классно, профессионально, очень много поиска. Плюс там снималась куча знакомых — Лёшка Бардуков, Поднозов Дима, Лёшка Ведёрников, молодой ещё, зелёный, и сейчас уже снимающийся много. В общем, классно было.

Интереснее работать со знакомыми или с новыми коллегами?

Мне нравится и так, и так, но со знакомыми всегда, конечно, веселее. Когда ты знаешь, что у тебя Виталик сцену переписывает под тебя, диалоги с намёком на тебя, потому что он знает, как ты будешь говорить или как тебе было бы интересно сказать. Когда Даян [Даян Гайткулов, оператор сериала «Замаячный» — прим. ЦСН] наш снимает какие-то кадры — он уже знает, куда что поставить, что можно сделать, потому что мы уже на каком-то внутреннем ощущении знаем друг друга, слышим друг друга и пробуем что-то. Или когда Либенсон говорит: мне это неинтересно, это я у тебя видел уже тысячу раз, дай мне что-нибудь новенькое. Всегда лучше со знакомыми работать — я в последнее время очень часто перед тем, как идти на проект, спрашиваю, кто там будет, ищу хоть каких-то знакомых, чтобы поинтереснее было, или тащу своих людей — вторых режиссёров, операторов.

Как Вы думаете, почему детективные истории остаются такими популярными у зрителей?

Мне кажется, что детективные истории всегда будут интересны, потому что это определённый жанр, который тебя цепляет, даже если ты знаешь, кто убийца. Ты всё равно будешь смотреть, будь то наш Шерлок Холмс или зарубежный, без разницы — ты уже точно знаешь, что кто-то упадёт со скалы в водопад, а кто-то выживет. Ты знаешь это, но смотришь каждый раз как заново.

Большой зрительский интерес в последнее время вызывают истории про маньяков — взять, к примеру, сериалы «Метод», «Чикатило», «Хороший человек». Как Вы думаете, с чем это связано?

Мне кажется, раньше только на канале НТВ были такие истории. После выхода первого «Метода» в 2015 году, я помню, все стали говорить вообще о таком жанре, о таком кино в формате «а давайте попробуем». И, когда запускали «Замаячного», Первый канал как раз хотел снять что-то в духе «Метода». Сейчас таких проектов много, и люди всё смотрят и смотрят. Многие ругают эти фильмы, мол, зачем восхвалять маньяков — но снимая про них, ты тем самым показываешь, что может случиться, что происходило уже. Как там говорится, предупреждён — значит, вооружён. Я всегда любил фильмы и книжки Томаса Харриса про Ганнибала Лектора. Мне казалось это очень интересным, особенно когда ещё маньяк обаятельным оказывается, и ты думаешь, блин, мне нравится этот маньяк. А, на самом деле, задумайся — человек, который может быть маньяком, может казаться хорошим, в этом-то вся опасность. И еще эти фильмы заставляют тебя пройти какой-то кусок времени с положительными героями — если в «Замаячном» посмотреть на персонажа, которого Лёша Бардуков играет, он ищет этого маньяка практически всю свою жизнь. Такие люди есть и в реальности, которые всю свою жизнь ведут какое-то дело, которое до сих пор не раскрыто.

А лично Вам интереснее играть добрых или злых персонажей?

И там, и там есть свой интерес, но несколько раз за последнее время я отказывался от слишком добрых, сопливых персонажей, как я их называю, и от слишком злых. От нескольких историй, которые скоро выйдут, я отказывался, потому что мне это неинтересно, потому что в этих злодеях нет ничего для меня обаятельного. Вообще я всегда стараюсь искать во всём хорошем плохое, и в плохом хорошее. Потому что все остальные герои мне кажутся уже неинтересными. Вот посмотрите на Басилашвили в «Осеннем марафоне» — ну мерзавец же, но такой хороший!

Часто ли Вам попадаются подобные роли в современном российском кинематографе?

Ну вот недавно я сделал очень интересную роль, через два-три месяца должен выйти проект, и роль прямо очень многогранна. Там расщепление личности у человека, и в нём живёт 23 персонажа. Проект называется «Загляни ему в голову», режиссёр Валерия Ивановская. Там прекрасные артисты — Мария Валешная, Михаил Пореченков, Иван Охлобыстин, Любовь Толкалина — «суперкаст» я это называю. История о следователе, которая ведёт дело, и ей предлагают воспользоваться услугами психотерапевта, которого дают ей в отдел. И вот этот терапевт — это я, у меня расщепление личности. Это очень интересно.

Насколько сложно сыграть 23 личности?

Очень сложно! Я называю это «родить ежа». В один из съемочных дней Лера Ивановская сказала мне: «Я бы хотела, чтобы вот в этой сцене ты показал восемь человек, пока ты стоишь там в кабинете». Я говорю: «Я не смогу восемь, ну два, три я тут могу тебе найти, но не восемь!». Но получилось как-то и восьмерых найти по тексту, сделать переходы. Очень сложная была работа, прямо выматывающая. Но мне повезло, я посмотрел уже все серии втихаря, предмастера, и это будут классные истории. Я прямо впервые за долгое время посмотрел что-то, где я снимался, потому что мне было интересно, как это будет сделано.

А обычно не смотрите свои работы?

Очень редко смотрю, особенно в последнее время. Я же там был, я читал сценарий, мне неинтересно. Я люблю такую фразу: удиви меня. Я операторам это часто говорю: мне скучно, когда ты просто поставил камеру, и она просто снимает. Режиссёру, который дает мне задачу, говорю: это всё скучно, удиви меня. Я хочу, чтобы меня удивляли.

В попытке удивить зрителя многие стриминговые проекты активно используют ненормативную лексику, откровенные сцены и неоднозначные темы. Как Вы к этому относитесь?

Если брать зарубежные стриминги, то этим они, конечно, убили свое кинопроизводство полностью. У них сериалы стали в разы лучше, чем фильмы. Что у них происходит с кинематографом — это вообще беда. В нашей же истории, я тут согласен — мы добрались до нецензурной брани с лишней обнажёнкой и начали их везде использовать с какой-то жестокостью. Я согласен с теми, кто это осуждает, потому что, мне кажется, что если это искусство, будь то какой-нибудь сериал «Ганибалл», в котором кровь как искусство преподносится, то это одна история. А когда ты смотришь какой-нибудь сериал российского производства и видишь там слишком много откровенности, слишком много мата — ну, не хотелось бы, чтобы дети, да и взрослые это слушали. Все говорят, но это же правда жизни, это кино, они показывают жизнь — ну ребят, этого можно избежать. Кино — это все равно искусство, сериал — это тоже искусство. Вообще есть хорошие сценарии, которые платформы иногда той же самой эротикой или матом убивают. Когда ты читал сценарий, и он был классный, а потом смотришь фильм и думаешь — я же не это читал, ребят.

Но нам нужно все эти крайности пройти. Сейчас хотя бы есть выбор, раньше выбора не было. Раньше, если включили по РТР «Доярку из Хацапетовки» вечером, то все смотрят её, и всё. У нас сейчас есть выбор, но насколько этот выбор будет качественным — это зависит от платформ, конечно. Я сейчас вижу, как платформы покупают старые проекты, которые долго лежали на полках, понимаю, что это снималось лет 10 назад, и это уже не актуально, а их выпускают как новинку. В этом случае «Замаячный» — совсем противоположная история, мы его снимали в 2018 году, и он будет актуален и сейчас. Мне было жалко, что это кино в свое время не вышло, оно было снято хорошо, качественно. Для меня это классное кино, и классно, что сегодня оно все-таки выходит.