Владимир Макаров: «На законодательном уровне службы заказа такси получат правовой статус, а значит, начнут нести ответственность перед пассажирами»

Автор: Валерия Соколова
Фото: © A. Krivonosov

«Центральная служба новостей» пообщалась с заместителем руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Владимиром Макаровым о новом «законе о такси», а также о том, какие изменения ждут сферу в ближайшее время.

XI Международный форум «Такси» проходит в преддверии важного для отечественной таксомоторной отрасли события — выступления в силу нового закона «Об организации пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации». В частности, документ установит новые правила и регламенты взаимодействия водителей и агрегаторов, установит требования к перевозчикам. Однако за все время обсуждения этого закона не прекращали муссироваться слухи о том, что обновленные правила приведут к «сжатию» рынка такси в России, а также к удорожанию тарифов на поездки. В этой связи многих сегодня интересует вопрос о том, насколько безболезненным окажется переход таксомоторного рынка к новым условиям? Чего стоит ожидать жителям столичного региона, пользующимся услугами такси 1 сентября 2023 года?

Во-первых, законодательство в сфере таксомоторных перевозок создавалось 11 лет назад, когда еще не существовало современных мобильных приложений, благодаря которым существенно упростился и ускорился процесс заказа такси. Во-вторых, еще 4 года назад не было, например, такой категории лиц как «самозанятые граждане». Сейчас в России больше 7 млн самозанятых, сотни тысяч из них работают в такси, при этом имеют статус индивидуальных предпринимателей. В-третьих, мы видим, что агрегаторы сегодня влияют на формирование рынка легковых такси, тарифы на перевозку, внешние отличительные черты самих транспортных средств, стандарты обслуживания пассажиров. При этом правовой статус, требования к деятельности служб заказа легкового такси и их ответственность перед пассажирами не были установлены. Учитывая все эти факторы, отрасль перевозок пассажиров и багажа легковых такси давно нуждалась в создании правовых норм, отражающих современные реалии ее развития. И это признают все участники рынка и процесса законотворчества в данной сфере.

Да, и вправду перемены нужны были. А изменится ли что-то для пассажиров?

Прежде всего, новый закон повысит безопасность поездок. Впервые на законодательном уровне службы заказа такси получат правовой статус, а значит, начнут нести ответственность перед пассажиром. Это означает, что служба заказа теперь будет следить за тем, чтобы заказы были переданы только квалифицированным водителям, которые находятся в штате или у которых есть разрешение на работу в такси. Это исключает такие ситуации, когда за рулем оказывается водитель, лишенный прав, водитель с просроченным удостоверением или иностранными правами, которые не дают право на работу в России. Если служба заказа такси все-таки передает заказ такому водителю, то теперь она будет нести солидарную ответственность за вред, причиненный в поездке пассажиру.

Второй момент — как мы уже выяснили, помимо индивидуальных предпринимателей, в такси работают самозанятые граждане. Для водителей это плюс, процедура трудоустройства во многом упростилась. Но наша главная задача — проверить данного водителя на соответствие квалификационным требованиям. Он должен получить разрешение на работу в такси, и, как и все водители, проходить предрейсовые медицинские осмотры и проводить техосмотры автомобиля. Следить за этим и нести ответственность за самозанятого водителя также должны будут службы заказа такси.

То есть, службы заказа будут следить, чтобы за рулем такси был только профессиональный водитель?

Да, службы заказа такси вправе передавать водителю заказы, если сведения о нём есть в реестре перевозчиков, а автомобиль в реестре такси. Проверять водителей по реестрам службы заказа обязаны будут ежедневно.

Номер записи в реестре перевозчиков все таксисты будут размещать в салоне автомобиля. Кроме того, в салоне должна быть информация о самом водителе и компании-перевозчике, срок действия и номер разрешения на перевозку, контактный номер для обращений пассажиров. Все эти меры позволят сделать отрасль еще надежнее, комфортнее и безопаснее.

Что включают в себя отложенные положения закона, которые вступят в силу 1 сентября 2025 года?

Действительно, некоторые пункты закона вступят в силу только в 2025 году. Это сделано для того, чтобы службы заказа такси успели адаптироваться к новым условиям, подготовиться основательно и без спешки. Например, до 1 сентября 2025 года отложили требование к службам заказа такси о необходимости быть юридически зарегистрированным в России. Это требование только для юридических лиц. Также отложено требование к крупным службам заказа такси, у которых число заказов превышает 4 000 в сутки. Им нужно будет иметь на территории России филиал или представительство только с 2025 года.

Известно, что обсуждение «Закона о такси» велось больше года с участием всех заинтересованных сторон, в том числе представителей игроков этого рынка. В какой мере были учтены предложения от крупных и небольших перевозчиков и агрегаторов?

Это правда, в разработке закона принимало активное участие бизнес-сообщество и самое большое таксомоторное сообщество в России «Российский союз промышленников и предпринимателей». В этой версии законопроекта учтено большинство предложений отрасли и пассажиров такси, которые обсуждались в последние годы. Например, было учтено предложение коллег сделать возможным работать в такси самозанятых граждан без необходимости регистрации ИП. Благодаря этому трудоустройство самозанятых в такси станет проще. При этом, как я уже говорил, перед рейсами их будут проверять, как и всех остальных водителей — медосмотр и техосмотр авто. Кроме того, к самозанятым будут применяться ровно те же правила мониторинга рабочего времени на линии, как и ко всем водителям такси. Также в законе ввели возможность городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя и граничащих с ними субъектов Российской Федерации) самостоятельно устанавливать минимальный размер тарифа на перевозку пассажиров и багажа легковым такси. Благодарим коллег за предложения и активное участие в разработке законопроекта!

Некоторые эксперты рынка ожидают, что цена на перевозки такси может увеличится. В частности, на повышении тарифов может сказаться рост стоимости запчастей для автомобилей, покупка полиса ОСАГО, стоимость топлива, вышеупомянутые требования «Закона о такси». Ожидается ли рост тарифов такси в Москве? И если да, то насколько может подорожать средний чек поездки в 2023–2024 годах?

Мы не видим причин для повышения стоимости на поездки в связи с принятием нового закона. Большинство норм обязательного характера, таких как обязательный медицинский осмотр водителей и технический осмотр автомобилей, а также наличие полиса ОСАГО, действуют и в настоящий момент. В то же время существуют экономические факторы, не связанные с нормами закона, которые могут влиять на стоимость перевозок. Для того, чтобы автомобили своевременно обновлялись, Правительство Москвы каждый год выдает таксомоторным компаниям субсидии на компенсацию части затрат при покупке машин. Так, за 11 лет компании такси получили 1,8 млрд рублей и компенсировали часть лизинговых платежей на приобретение более 70 тыс. автомобилей. А в этом году размер такой выплаты компаниям такси и каршеринга составит 450 млн рублей (по 225 млн на отрасли соответственно).

Статистика показывает, что ежегодная потребность в машинах в сферах такси и каршеринга в Москве и области составляет порядка 30–40 тысяч автомобилей. У нас возобновил свою работу завод «Москвич», который сможет в полной мере удовлетворить спрос на современные, надежные автомобили. Автомобили «Москвич» уже появились в такси и каршеринге в Москве и Санкт-Петербурге. Вместительный багажник «Москвич 3» позволяет без труда размещать сумки, большие чемоданы, детские кресла и другие необходимые в поездке вещи. Пассажиры отмечают удобство и высокий уровень комфорта автомобилей — для них предусмотрены удобные подлокотники с подстаканниками, USB-разъемы для зарядки электронных устройств, крепления для детских автокресел и много пространства, чтобы с комфортом разместиться на заднем сидении.