Почему консенсус, который обеспечивал десятилетия прогресса, разваливается

Автор: Алексей Феоктистов
Фото: RusPhotoBank

Bloomberg предлагает исправить либеральный экономический порядок, пока не стало слишком поздно

Экономические политики как в богатых, так и в бедных странах сталкиваются с целым рядом проблем: высокой инфляцией, финансовой нестабильностью, финансовым стрессом, нарушенными цепочками поставок и растущей геополитической неопределенностью. На заднем плане существует всеобъемлющая проблема. Ценность многостороннего сотрудничества сама по себе вызывает сомнения.

Заседания Международного валютного фонда и Всемирного банка на прошлой неделе стали возможностью начать серьезные изменения. Они были растрачены впустую. Вопросы, требующие более тесного сотрудничества, должным образом проявились, но все без исключения остались нерешенными. У лидеров стран «Большой семерки» есть еще один шанс на их саммите в следующем месяце в Японии. Пока они еще могут, они должны вновь посвятить себя энергичному многостороннему подходу — и начать менять институты, от которых это зависит.

Основа для глобального экономического сотрудничества была в основном заложена в Бреттон-Вудском соглашении 1944 года. Он установил правила и институты, призванные регулировать валютные отношения, с целью наведения порядка и стабильности в мировой экономике. Всемирный банк был задуман как выдающийся кредитор для развития. МВФ должен был стать своего рода глобальным центральным банком. Отдельно было создано Генеральное соглашение по тарифам и торговле, позже переименованное во Всемирную торговую организацию, для содействия свободной торговле и разрешения споров. Последовали десятилетия быстрого роста и исторически беспрецедентный прогресс в борьбе с бедностью.

Тем не менее, многосторонность в последние годы отступила. В основном благодаря препятствиям со стороны США ВТО практически прекратила свое существование. Глобальный рынок капитала сделал Всемирный банк менее актуальным. И МВФ становится все более маргинализированным из-за нежелания стран-должников сотрудничать с ним.

Несмотря на все это, большинство правительств продолжают рассматривать эту систему как желательную в принципе. Время от времени они пытались обновить и переориентировать институты. Однако в последнее время даже это более слабое обязательство было расторгнуто — особенно в стране, которая создала предыдущий консенсус. Далекие от стремления поддержать свободную торговлю, США остались в стороне от таких инициатив, как Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве.

Недавние вызовы МВФ иллюстрируют этот более широкий упадок. Его традиционная роль глобального кредитора последней инстанции должна была сделать его центральным игроком в борьбе с пандемией. Вместо этого операции Федеральной резервной системы с ликвидностью фактически отодвинули ее в сторону. В последнее время программы МВФ по реструктуризации долга зашли в тупик, потому что Китай, который предоставлял крупные кредиты многим из рассматриваемых стран, не пожелал следовать стандартной практике и списать свои кредиты.

Этот недавний сдвиг произошел в основном не по вине самих учреждений. Правительства определяют свое направление; у менеджеров нет иного выбора, кроме как соглашаться. В случае МВФ это политизированное руководство само по себе стало предметом спора, потому что США и Европа по-прежнему обладают непропорциональной властью над его политикой — аномалия, которую Китай, несомненно, учитывает при выборе, соблюдать ли его нормы. Ухудшающийся геополитический контекст — разделение, потеря веры в либеральную торговлю, возобновление соперничества великих держав — усугубляет проблему.

В этом недавнем дрейфе виноваты не только сами учреждения. Правительства определяют свое направление; у менеджеров нет другого выбора, кроме как соглашаться. В случае МВФ это политизированное руководство само по себе стало предметом спора, потому что США и Европа по-прежнему обладают непропорциональной властью над его политикой — аномалия, которую Китай, несомненно, учитывает при выборе, соблюдать ли его нормы. Ухудшающийся геополитический контекст — разделение, потеря веры в либеральную торговлю, возобновление соперничества великих держав — усугубляет проблему.

Многие из текущих экономических проблем в мире можно отнести к сбоям в скоординированных действиях — именно для предотвращения этого были созданы эти институты. Если правительства забудут, за что выступают эти организации, будет потеряно нечто чрезвычайно ценное.