Почему «АвтоВАЗ» не смог оперативно установить новый «автомат» на LADA Vesta

Автор: Дмитрий Якин
Фото: © Komsomolskaya Pravda / Global Look Press / Global Look Press

Президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов сообщил, что LADA Vesta не получит новую АКПП в следующем году - продолжение производства модели начнётся с машин на МКПП. Обозреватель портала «Дром» Сергей Цыганов рассказал «РГ», почему у автоконцерна не получилось быстро найти нового поставщика АКПП.

Так, Цыганов отметил, что проблема «АвтоВАЗа» с АКПП многофакторна. Не так просто купить автоматическую КПП и установить на авто. Коробка должна подходить для конкретной машины, в данном случае для Vesta, по многим параметрам, таким как вес, габариты.

Автоматическая КПП должна быть связана входным крутящим моментом с движком и другими частями трансмиссии Vesta, а также должна иметь подходящую конфигурацию соединительных элементов, чтобы не пришлось дорабатывать картер. Так что подходящих АКПП, которые можно установить на машину без серьёзных доработок, очень мало. И этот аспект сужает круг потенциальных поставщиков автоматических коробок.

Другим важным моментом является то, что каждое производство АКПП запланировано на годы вперёд. Фабрики загружены заказами от клиентов, с которыми они давно сотрудничают. Конечно, на данный момент речь идёт о китайском производстве, потому что в нынешних реалиях компания АвтоВАЗ может смотреть только в сторону Китая. Ни один из китайских производителей не сможет быстро реализовать большой объем на сторону, нужно заключать договор, производить оплату и планировать производство. На эти процессы уходит не менее полутора лет, чтобы изготовить и отправить опытную партию, подчёркивает Цыганов.

Есть и другая проблема — готовность производителя коробок преодолевать международные санкции и не попадать под вторичные. Это ещё больше сужает круг потенциальных поставщиков. Примерно половина производимых в КНР автоматических КПП выпускают по лицензиям европейских, американских или японских компаний, либо по выкупленной документации. Или при непосредственном прямом участии этих компаний в производстве.

АКПП, которые разработаны только китайскими компаниями, очень мало, это, как правило, вариаторы или роботизированные преселективные КПП с двумя сцеплениями. Компания «АвтоВАЗ» изначально хотела выбрать для себя не просто вариатор и не преселективный робот, а классический гидромеханический «автомат». Понадобилось пару месяцев, чтобы понять, что на рынке нет ни одного предложения по гидромеханическим автоматическим коробкам, которое по всем параметрам соответствовало бы «АвтоВАЗу».

Поэтому компания снизила требования и уже готова покупать и вариатор, и робот, однако оказалось, что выбор и здесь очень невелик. Даже если китайская компания будет готова сотрудничать, то все равно она не будет поставлять эти КПП в любом объёме «АвтоВАЗу».

Сергей Цыганов отметил, что «АвтоВАЗ» ещё не выбрал окончательного партнёра, не говоря уже о том, что продвинулся с ним в переговорах по финансированию проекта, по закупке и испытаниям КПП.