Речные «автобусы» и «такси»: водный общественный транспорт в Европе и Америке

Автор: Екатерина Петрова

В Москве планируют вернуть речной общественный транспорт.

Речной пассажирский транспорт в России имеет довольно долгую историю. Речные трамвайчики стали появляться в городах России еще в начале XX века. В Москве такой стал курсировать с 1923 года. А недавно появилась информация от властей столицы о том, что они хотят возродить водный пассажирский транспорт.

В некоторых городах России он существовал и в XXI веке. Так, например, в Санкт-Петербурге с 2010 года действовали аквабусы, перевозившие пассажиров в летний период. В 2016 году последний маршрут закрыли.

Интересно проследить как обстоят дела с этим видом транспорта в других странах. Пользуется ли он популярностью, например, в Европе? Ответы на это в нашем материале.

Нидерланды

Система речного общественного транспорта в Нидерландах стала формироваться в конце XX века. До этого использовались только паромные переправы — они в стране относятся к дорожной сети.

Концепция «Openbaar vervoer te water» («общественный транспорт на воде») строилась на уникальном географическом положении Нидерландов — с обширной системой каналов в городах.

Уже к первой половине 2000-х в стране существовали пять таких транспортных служб: Aqualiner, Fast Flying Ferries, Fast Ferry, Waterbus и Flevo Ferries.

Великобритания

В странах западной Европы водный транспорт чаще используется как туристический, но есть и примеры общественного.

Так, в Лондоне существует целая сеть маршрутов London River Services. Некоторые из маршрутов пользуются популярностью туристов, другие используют местные жители — например, чтобы добраться на работу.

Лодками владеют частные фирмы, хотя они и лицензируются Transport for London (подразделение администрации Большого Лондона). Поэтому проездные на метро и автобус там не действуют (хотя, возможны, и скидки).

Франция

Во Франции тоже есть своя сеть речного городского транспорта. Правда, во многом она также нацелена, в первую очередь, на туристов.

Например, в Париже до 2013 года существовала система пассажирских катамаранов Voguéo. Она выполняла одновременно функции постоянного и туристического транспорта. Сейчас проект закрыли.

А вот, например, компания Bateaux Mouches, занимающаяся только туристическими перевозками, работает до сих пор. В программе — как обычные прогулочные маршруты, так и совмещенные с обедом или ужином на борту кораблика.

Италия

В Италии тоже есть свой водный пассажирский транспорт. Он включает в себя «водное такси» и «водные автобусы». Они курсируют, например, в Венеции.

«Такси» представляют собой небольшие катера и работают по принципу обычных наземных такси. А вот «автобусы» напротив — курсируют по заданным маршрутам и перевозят большое число пассажиров.

Польша

Водные трамваи существуют и в Польше. При чем, здесь к ним причисляют не только речные, но и береговые морские пассажирские суда — они могут быть довольны большими и вмещать значительное число пассажиров.

Такие трамваи действуют в Варшаве, Быдгоще, Гданьске, Гдыне, Сопоте, Щецине и других польских городах.

США

В Соединенных Штатах (и вообще Северной Америке) такой вид транспорта часто именуют «водными такси» — на русский язык это правильнее было бы перевести как «водная маршрутка.

Такие «такси» курсируют по расписанию и заданному маршруту. Перевозить они могут достаточно много пассажиров.