История советских песен о Великой Отечественной войне

Автор: Екатерина Петрова

«Все звучит во мне его песня…».

История создания военных песен и музыкальных композиций одновременно удивительна и трагична. В этой подборке пять лирических композиций, созданных в разное время в память

«Журавли» (слова Расула Гамзатова)

Стихотворение «Журавли» навеяло дагестанскому поэту Расулу Гамзатову посещение Мемориального парка мира в Хиросиме. Там же он увидел памятник японской девочке Садако, которая заболела лейкемией после сброса ядерной бомбы. Девочка надеялась, что вылечится, если смастерит тысячу оригами-журавликов — в Азии существует такое поверье об исполнении желания.

Текст Расул написал на родном аварском языке. Впоследствии стихотворение перевел Наум Гребнев. Музыку писал композитор Ян Френкель.

Слова этой песни… имели конкретный адрес — миллионам павших, не вернувшихся с полей сражений Отечественной войны. …но в то же время не вижу причин, по которым нельзя посвящать „Журавлей“ жертвам войн всех времен,

писал позже Расул Гамзатов.

Интересно, что на первом издании нот было посвящение: «Марку Бернесу, для которого эта песня стала последней».

«Хотят ли русские войны» (слова Евгения Евтушенко)

Создание этой песни по-настоящему удивительное. Хотя бы потому, что подсказки во время ее написания поэту Евгению Евтушенко давал певец Марк Бернес.

Сам Бернес вспоминал: «И вот как-то мы встретились с ним на какой-то выставке. Там завязалась бурная дискуссия. И не только об искусстве. Я сказал ему в какой-то момент: „Напиши песню о войне, напиши, хотят ли русские войны или нет“. Евтушенко подхватил эти слова, начал на месте лихорадочно импровизировать…».

По его словам, он знал Евгения Александровича еще мальчиком — тот, когда стал уже известным поэтом, хотел написать для Бернеса песню. Уже после написания слов Евтушенко рассказывал, что очень сложно понять, что именно он писал сам, а что подсказал ему певец.

Музыку к стихотворению написал Эдуард Колмановский. Впервые песня прозвучала в исполнении Бернеса в 1961 году.

«За того парня» (слова Роберта Рождественского)

Слова к песне «За того парня» писал Роберт Рождественский, музыку — Марк Фрадкин. Выражение «за себя и за того парня» впоследствии стало крылатым.

Впервые она прозвучала в фильме «Минута молчания» (1971), а затем — в драме «В бой идут одни» старики»» в исполнении Льва Лещенко. Также композицию исполняли Марк Бернес, Иосиф Кобзон и другие.

Наибольшую популярность эта песня обрела именно после того, как ее спел Лев Лещенко. В 1972 году он выступал с ней на Международном фестивале в Сопоте (Польша).

По воспоминаниям самого Лещенко, песня готовилась для фестиваля при непосредственном участии ее создателей.

Там скрытые эмоции внутри, а мы выплеснули их наружу, в концовке — акцент: „Все, что было не со мной, — помню!“,

рассказывал певец.

«Эх, дороги…» (слова Анатолия Новикова)

Песня «Эх, дороги…» создавалась для театрализованной программы осенью 1945 года.

По замыслу постановщика, все песни в выступлении должны были быть связаны общей сюжетной канвой. Поэтому предварительные темы были обозначены заранее. Анатолий Новиков и Лев Ошанин (автор мелодии) выбрали песню-раздумье с условным названием «Под стук колес».

Первым исполнил песню Иван Шмелев — солист ансамбля НКВД. Правда после премьеры, которая, к слову, была успешной, авторы еще около месяца дорабатывали композицию.

«Темная ночь» (слова Владимира Агатова)

Эта песня появилась очень импровизированно — для эпизода в фильме «Два бойца».

Режиссер картины Леонид Луков не мог снять эпизод с написанием солдатом письма так, чтобы это выглядело убедительно. Он решил, что положением может спасти песня.

Луков попросил написать мелодию Никиту Богословского — тот только сел за рояль и практически сразу же придумал композицию. Также быстро слова к ней сочинил Владимир Агатов. Последним звеном этой цепи стал разбуженный Марк Бернес — нужно было записать фонограмму песни.

В итоге ситуация была спасена. Эпизод сняли, а песня затем стала очень популярной и исполнялась многими советскими певцами.