Nature: нейробиологи из Принстона выяснили, как комары находят людей по запаху

Насекомые используют летучие молекулы для поиска добычи

Сотрудники Принстонского университета определили вещества, позволяющие комарам находить людей. Летучие молекулы не только помогают обнаружить добычу, но и отличить человека от других животных. Результаты исследования появились в Nature.

В рамках научной работы ученые создали генно-модифицированную линию комаров, обладающих флуоресцентными белками. Они помогали отслеживать активность в нейронах. Особая лабораторная установка помогала следить за нейронной активностью в ответ на различные запахи. Ученые использовали запахи 16 добровольцев, а также крыс, хомяков, собак, овец и куропаток.

Для эксперимента выбрали комаров вида Aedes aegypti, которые переносят опасные заболевания и чаще кусают людей. Было установлено, что они с легкостью отличают человеческий запах от запаха других животных. Из 60 нервных ганглиев в головном мозге комаров, во время эксперимента активными были только два. Первый реагировал на любые запахи, а второй подтверждал, что запах принадлежит человеку.

Главными летучими соединениями, которые указывали на присутствие человека, оказались деканаль и ундеканаль. Ученые намерены использовать их для создания ловушек, заманивающих комаров и уничтожающих их.

Фото: media.springernature.com, inteng-storage.s3.amazonaws.com