«Новый Миядзаки»: почему стоит посмотреть фильмы Макото Синкая?

Автор: Екатерина Петрова

Жизнеутверждающие истории, так необходимые в сложные времена.

Если аниме для вас ассоциируется с именем Хаяо Миядзаки, то вам должен понравиться и Макото Синкай. Хотя бы потому, что его называют «второй Миядзаки» (сам автор, кстати, не совсем согласен с такой оценкой).

Свой первый фильм Макото создал на домашнем компьютере — в озвучке помогла жена. Его искренность и серьезное отношение позволило создать аниме, которое первым в истории превзошло кассовые сборы «Унесенных призраками» Миядзаки. Реалистичность картин Макото завораживает, а истории — разбивают сердца, но оставляют надежду.

В поисках себя с помощью любви

Главной темой в творчестве Макото Синкая стало понимание человеком себя настоящего через призму романтических отношений. Что важно: взрослые у автора зачастую отличаются от подростков только возрастом — по сути же, и среди них есть люди заблудившиеся, которые не могут перейти на следующий этап жизни.

С этим логично переплетаются и темы взросления (через отношения персонажи понимают себя и учатся отпускать прошлое), одиночества, различных барьеров между людьми. Например, в «Голосе далёкой звезды» парень и девушка не могут быть вместе, потому живут на разных планетах; в «Ловцах забытых голосов» — в разных мирах: земном и загробном.

Погружение в переживания героев

Все фильмы Макото проникнуты атмосферой тихой, светлой меланхолии. Это вместе с неспешными и глубокими внутренними монологами героев, вдохновленными писателем Харуки Мураками, позволяет погрузиться и прочувствовать их переживания.

На самом деле мир не стоял на месте. История продолжала свой ход, но тогда весь мой мир замкнулся в вечерний поезд, нашу дружбу и чувство, что Саюри здесь,

 «За облаками» (2004).

Еще один интересный прием, который использует Макото — объединять героев не пространством, а мыслями. Они вместе думают, например, о том, как когда-то виделись и когда встретятся вновь, детально описывая обстановку — это стимулирует воображение зрителя.

Но что еще более важно: Макото всегда вкладывает в картины часть личных переживаний — это особенно подкупает.

Жизнеутверждающие мотивы творчества

Большое влияние на творчество Синкая отказало землетрясение 2011 года в Японии. С этого момента все более очевидными становятся жизнеутверждающие мотивы фильмов.

Например, в «Дите погоды» (2019) Макото смог представить жизнь в Токио не лишенной волшебства, сосредоточившись на жизнерадости и силе духа. Неудивительно, что по кассовым сборам этот фильм превзошел «Твоё имя» (аниме Макото, которое стало более кассовым, чем «Унесённые призраками» Миядзаки) всего за три первых дня.

Очень реалистичная графика

Еще один элемент, помогающий лучше понять чувства героев, у Макото — окружающая обстановка. Над ней он работает со всей тщательностью. Например, у подростка, который желает стать самостоятельным, на столе лежит роман Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

Внимание к мелочам у аниматора сфотографировалось ещё до создания фильмов. В юности он работал графическим дизайнером в компании, разрабатывающей компьютерные игры. С тех пор повседневные вещи — закипающий чайник, корзина для белья — для Макото стали тем, что является неотъемлемой частью истории. Он находит в этом особую, неповторимую красоту.

Кроме того, аниме Синкая — это своего рода экскурсия по Токио (этот город становится местом событий самых известных его картин). Улицы, магазины, достопримечательности города показаны с документальной точностью — зритель буквально погружается в эту среду.

Искреннее отношение к делу

Макото Синкай всегда выполнял большую часть работы лично. Первый свой анимационный фильм он вообще создал в одиночку — на домашнем компьютере. Сам занимался сценарием, раскадровкой, оцифровкой — с озвучкой ему помогла жена.

В дальнейшем Макото обзавелся командой единомышленников, на которых он мог делегировать часть задач. Но сценарий и раскадровку он по-прежнему никому не доверяет.

Неудивительно, что такое искреннее и серьезное отношение к делу привело к появлению стольких фильмов, признанных не только простыми людьми, но и критиками. А его аниме «Твое имя» (2016 года) по кассовым сборам обогнало «Унесенных призраками» Хаяо Миядзаки.