«Музыка – это искусство, которое объединяет»: Оксана Федорова о своем проекте «Моя Россия: музыкальное путешествие»

Автор: Валерия Соколова

Благотворительный фонд Оксаны Федоровой запустил новый культурно-просветительский проект «Моя Россия: музыкальное путешествие», который реализуется в 2021 году при поддержке Фонда президентских грантов по направлению «Популяризация культурного наследия России». «Центральной службе новостей» удалось пообщаться со знаменитой ведущей и задать ей вопросы о проекте.

Как зародилась идея проекта? Почему Ваше путешествие по России стало именно музыкальным?

Идея проекта зародилась давно и связана с моей давней мечтой заниматься музыкой. Детские мечты способны воплощаться в самых неожиданных вариациях, и сейчас я рада, что могу посвятить себя и работу моего фонда тому, что считаю важным и для себя лично, и в целом для нашего общества — популяризации музыкального наследия великих композиторов и музыкантов России.

Современное цифровое пространство умело манипулирует сознанием людей, и сегодня мы видим, как легко происходит подмена понятий, эталонов, канонов прекрасного. Музыка — это, наверное, единственный вид искусства, где такая подмена невозможна. Мы все понимаем, что есть музыка легкая, развлекательная, которая мимолетна, а есть музыка вечная, которая облагораживает и одухотворяет. Бетховен и Бах сейчас звучат так же актуально как и 200 лет назад, а музыка Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова — она вечна.

Вспомним песню «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь» — я уверена, что абсолютно все дети ее знают, ведь ее исполняют не только классические певцы, но и реперы, поп-музыканты. На открытии Олимпийских игр в Сочи это было совершенно потрясающее исполнение Евгении Сотниковой. Поэтому важно показывать эту музыку и великое наследие наших отечественных композиторов так, чтобы современным детям было интересно.

А еще я очень люблю путешествовать, с программой «Спокойной ночи, малыши» мы объехали всю нашу большую прекрасную страну. И из этих двух увлечений — музыка и путешествие — и родилась идея культурно-просветительского проекта, который объединяет развлекательный и познавательный контент в краеведческом разрезе через музыкальную историю городов России.

Какое количество участников планируется привлечь в рамках проекта? Каковы критерии отбора?

В рамках проекта у нас есть несколько видов активностей. Первый — это съемка телепрограмм о музыкальной истории 4 городов: Москвы, Пскова, Твери и Курска. И мы привлекаем внимание аудитории именно через видеоконтент. Программы будут представлены в ноябре — декабре этого года.

На сайте музыкальноепутешествие.рф мы предлагаем и детям, и взрослым пройти онлайн-викторину на знание музыкальной истории городов проекта. Вопросы нам помогали разрабатывать консультанты проекта — профессиональные музыковеды. И многие участники отмечают, что викторина — это как интеллектуальный квест: с каждым вопросом все интереснее и интереснее. На данный момент в викторине приняли участие уже более 1,5 тыс. человек. Причем всем, кто ответит верно на все вопросы, мы отправляем памятный Сертификат в электронном виде.

В каждом городе, про который мы снимаем программы, мы проводим творческие встречи с детьми в музыкальных школах, колледжах, общаемся с руководителями, педагогами, а также проводим концерты, на которых дети могут проявить себя, свои таланты. В декабре мы планируем провести большой музыкальный концерт в Москве, на который хотим пригласить лучших юных музыкантов из регионов реализации проекта.

Премьера проекта уже состоялась в Твери, Пскове и Курске — удалось ли заинтересовать местную молодежь классической музыкой?

Да, конечно — в рамках визита в эти города мы не только провели съемку программы, но и посетили музыкальные школы и колледжи. Это было очень трогательно — дети подготовили выступления, совершенно замечательные, с региональным колоритом. Хочется отметить очень большой интерес к онлайн-викторине — более 80% ее участников именно из этих трех городов.

В Курске в связи с ограничениями, вызванными коронавирусом, встреча со школьниками проходила в дистанционном формате. Совместно с Российским движением школьников и его Курским региональным отделением удалось организовать «Классную встречу» в режиме онлайн, в которой участвовало 2,5 тыс. школьников. На сегодняшний день эту встречу уже посмотрело более 11,6 тыс. учеников. Встреча пролетела очень быстро. Несмотря на онлайн формат проведения мероприятия, ребята смогли задать интересующие их вопросы и получился настоящий, живой диалог.

Как Вы оцениваете уровень подготовки начинающих музыкантов в российских музыкальных школах и колледжах?

В регионах очень много талантливых и самобытных ребят, а также очень много высокопрофессиональных педагогов. Есть и уникальные «самородки», именно таких ребят мы хотим пригласить на творческую встречу в Москве в декабре.
Особенно меня поразили дети из Музыкального колледжа для слепых в Курске. Кстати, именно благодаря нашему проекту группа педагогов и незрячая студентка из Музыкального колледжа им. Римского-Корсакова в Пскове прошла стажировку в Музыкальном колледже в Курске.

Участниками концертов в рамках проекта могут стать только профессионально занимающиеся музыкой ребята, или же проект открыт для всех, в том числе, и для самоучек?

В концертах принимали участие только дети, которые учатся в музыкальных школах и колледжах и являются лучшими в своем регионе. Так как площадками для проведения концертов выступают филармонии, для юных музыкантов это важная ступенька в их профессиональной жизни. Тем самым мы хотим поддержать и мотивировать детей развивать свои музыкальные таланты. Даже если музыка не станет профессией их жизни, она даст необходимый культурный фундамент для гармоничного развития и дальнейших успехов.

Как Вы считаете, становится ли направление классической музыки менее популярным в России или же, наоборот, набирает обороты популярности?

Сейчас проводится большое количество конкурсов для детей, занимающихся музыкой, но, к сожалению, учеба в музыкальной школе не всегда по карману родителям. А перевести музыкальное образование в онлайн невозможно. И во время наших встреч с педагогами на тему музыкального обучения часто звучали такие фразы, что по многим инструментам нет набора, потому что нет ни педагогов, ни детей. И в этом направлении надо обязательно что-то делать, чтобы сохранить преемственность музыкальной школы.

Если мы говорим в целом об интересе к классике, то интерес у подрастающего поколения к этой теме невысок. Ведь для того, чтобы слушать классическую музыку, надо быть к ней готовым. И в этом плане замечательную работу проводят музеи композиторов и музыкантов — Музей Скрябина, Музей Прокофьева, Музей Чайковского, дом-музей Шаляпина. Мы побывали в этих музеях в рамках съемки телепрограммы, и тот материал, который в них подается, очень интересно представлен — ты словно совершаешь путешествие в прошлое, погружаешься в быт, атмосферу того времени, когда жили герои музеев. И таким образом через личности композиторов рассказывается история создания тех произведений, которые во всем мире признаны классическими.

Но мало кто из детей знает, что именно их город, то место, где они живут, вдохновило композиторов на создание великой музыки. Вернемся к опере «Князь Игорь» — ведь Боролин специально ездил в Курск, жил там определенное время, чтобы вдохновиться на создание оперы. Я думаю, именно на стыке музыки, путешествий, краеведения и личной заинтересованности со стороны детей и родителей лежит путь к истокам нашей великой культуры. И следующим шагом в развитии проекта я вижу создание специальных экскурсий, квестов, школьных и семейных маршрутов, пройдя которые дети раскроют всю красоту нашей страны, культуры, музыки, истории.

Уже сейчас заявлено, что проект планируется сделать ежегодным и расширить его географию. Расскажите, какие города в будущем Вы рассчитываете включить в программу? На какой стадии находится эта работа?

В 2022 году мы будем делать специальный выпуск про музыкальную историю Москвы — в рамках гранта мэра Москвы. Будет выпущено 10 программ и специальное мобильное приложение. Также мы планируем посетить Санкт-Петербург — жемчужину национальной культуры. Безусловно, о музыкальной истории северной столицы одной программой не обойтись, пока мы прорабатываем сценарий. Также в планах посещение Нижнего Новгорода, Уфы, Казани и других городов. Кроме того, мы хотим подключить к процессу школьников и запустить голосование, по итогам которого определить дальнейшие регионы реализации проекта.

По мере смягчения ситуации с коронавирусом, мы планируем масштабировать проект на международном уровне и посетить европейские города с программами, посвященными отдельным композиторам — музыкальные маршруты Чайковского, Стравинского, Рахманинова. Тем самым мы хотим показать, что музыка — это искусство, которое объединяет, это уникальный язык общения, понятный в любой точке мира.

Фото: музыкальноепутешествие.рф