Мошенники используют новую схему: заставляют граждан звонить первыми

Автор: Екатерина Соболева
Фото: Изображение сгенерировано нейросетью Dall-e

Опасная схема: мошенники вынуждают людей звонить им

Мошенники продолжают совершенствовать свои схемы. Одной из наиболее актуальных сегодня стала тактика «обратного звонка», при которой жертву вынуждают самостоятельно набирать номер злоумышленников, сообщает Telegram-канал управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД РФ. Эта схема позволяет обходить системы банковской и цифровой безопасности, рассчитанные на блокировку подозрительных входящих вызовов.

Злоумышленники создают искусственную ситуацию срочности или угрозы, используя поддельные сообщения, документы или уведомления. В них указывают контактный номер, по которому человек должен срочно перезвонить. Подобные сообщения могут поступать в мессенджер, на электронную почту или даже в бумажный почтовый ящик. В них обычно говорится о якобы взломе аккаунта на «Госуслугах», о необходимости срочно переоформить банковские документы или карту, о проблемах с оплатой штрафов или услуг ЖКХ, а также о требовании связаться со «следователем» или «специалистом» по указанному телефону. Главная цель заключается в том, чтобы человек сам сделал звонок.

Опасность такой схемы в том, что инициатива идёт от жертвы, и антифрод-системы не фиксируют входящий звонок мошенника, который мог бы быть заблокирован. Кроме того, уровень доверия в подобных случаях выше: человек, сам сделавший звонок в состоянии тревоги, больше склонен поверить тому, кто представляется помощником и предлагает решение.