Как трансцендентное мышление влияет на развитие мозга подростков
Трансцендентное мышление способствует росту мозга подростков
Ученые из Центра аффективной нейронауки, развития, обучения и образования (CANDLE) Школы образования USC Rossier впервые показали, что определенный тип мышления, который на протяжении более ста лет описывается как важная веха в развитии подростков, может способствовать росту их мозга со временем. Этот тип мышления, который авторы исследования называют "трансцендентным", выходит за рамки реагирования на конкретные детали социальных ситуаций, учитывая также более широкие этические, системные и личные последствия. Занимаясь таким мышлением, подростки анализируют ситуации, ища в них глубинный смысл, исторические контексты, гражданское значение и/или лежащие в основе идеи.
Команда исследователей под руководством профессора USC Rossier Мэри Хелен Иммордино-Янг, включая Ребекку Дж.М. Готлиб, научного сотрудника UCLA, и Сяо-Фей Ян, доцента исследовательской работы в USC Rossier, показала, что когда подростки и взрослые думают о проблемах и ситуациях трансцендентным способом, многие системы мозга координируют свою активность. Среди них две основные сети, важные для психологической функции: исполнительная контрольная сеть и сеть по умолчанию. Исполнительная контрольная сеть участвует в управлении сосредоточенным и целенаправленным мышлением, в то время как сеть по умолчанию активна во время мышления, выходящего за рамки "здесь и сейчас", например, при вспоминании личного опыта, представлении будущего, испытывании постоянных эмоций, таких как сострадание, благодарность, восхищение добродетелью, мечтании или творческом мышлении.
Исследователи провели частные интервью с 65 старшеклассниками в возрасте 14-18 лет о реальных историях других подростков со всего мира и попросили учеников объяснить, как каждая история заставила их почувствовать. Затем ученики прошли сканирование мозга методом fMRI в тот же день и повторно через два года. Исследователи также проводили дополнительные встречи с участниками дважды в течение следующих трех лет, когда они перешли в ранний возрастной период.
Результаты показали, что все подростки в эксперименте говорили, по крайней мере, в какой-то степени о более широкой картине — какие уроки они извлекли из особенно пронзительной истории или как история могла изменить их взгляд на что-то в их собственной жизни или жизни и будущем других людей. Однако оказалось, что хотя все участвующие подростки могли мыслить трансцендентно, некоторые делали это гораздо чаще других. И именно это стало определяющим фактором.
Чем больше подросток пытался понять большую картину и учиться на историях, тем больше он увеличивал координацию между сетями мозга в течение следующих двух лет, независимо от его IQ или социоэкономического статуса. Такой рост мозга — не сравнение мозга подростка с мозгами других подростков, а сравнение мозга подростка с его собственным мозгом два года спустя — в свою очередь предсказывал важные вехи развития, такие как формирование идентичности в позднем подростковом возрасте и удовлетворенность жизнью в молодом возрасте, примерно через пять лет.
Открытие представляет собой новый предиктор развития мозга — трансцендентное мышление. Исследователи считают, что трансцендентное мышление может способствовать росту мозга, потому что оно требует координации между сетями мозга, участвующими в напряженном, сосредоточенном мышлении, такими как исполнительная контрольная сеть, и теми, которые участвуют во внутреннем размышлении и свободной форме мышления, такими как сеть по умолчанию.
Эти находки имеют важные последствия для проектирования средних и старших школ, и потенциально также для психического здоровья подростков. Специалисты подчеркивают важность удовлетворения потребностей подростков в занятиях, позволяющих им взаимодействовать с сложными перспективами и эмоциями относительно социальной и личной значимости вопросов, например, через граждански ориентированные образовательные подходы.