Как кишечные бактерии влияют на вес: новое исследование

Фото: © Сайт Минобороны России / mil.ru

Учёные подтвердили связь кишечных бактерий с здоровым весом

Исследователи из университета Никосии на Кипре сделали значимое открытие в области изучения взаимосвязи между кишечными бактериями и здоровым весом человека. В ходе мета-анализа, охватившего 60 научных работ было обнаружено, что у людей с хорошей физической формой и высоким процентом мышечной массы в организме присутствует увеличенное число определенных кишечных бактерий, таких как Alistipes, Bifidobacterium, Oscilibacter, и Faecalibacterium.

Интересно, что у лиц с ожирением было зафиксировано снижение численности бактерий Bacteroidetes и увеличение количества Firmicutes в кишечнике по сравнению с людьми, имеющими нормальный вес. Эта корреляция между количеством кишечных бактерий рода Firmicutes и параметрами ожирения, такими как повышенный индекс массы тела, жировая масса и окружность талии, указывает на возможную роль кишечной микрофлоры в регуляции массы тела.

Особый интерес представляет факт, что род Bacteroidetes был положительно связан с здоровым и высоким уровнем мышечной массы. Эти микробы были значительно чаще встречаются у спортсменов, что может указывать на их роль в поддержании не только здорового веса, но и хорошей физической формы. Также было отмечено, что некоторые бактерии, часто встречающиеся у людей с ожирением, включают Eubacterium, Lactobacillus, Megasphaera, Dorea, Streptococcus и Dialister, тогда как у лиц с нормальной массой тела наблюдается увеличение числа Alistipes, Bifidobacterium, Oscilibacter, и Faecalibacterium.

Ученые предполагают, что такая взаимосвязь между кишечным микробиомом и массой тела может быть объяснена через кишечно-мозговую ось, подразумевающую двустороннюю биохимическую коммуникацию между желудочно-кишечным трактом и центральной нервной системой. В частности, липополисахариды, присутствующие в клеточных стенках грамотрицательных бактерий, могут способствовать воспалению в организме, являющемся одним из признаков ожирения.

Это открытие подчеркивает важность кишечных бактерий в поддержании здорового веса и может способствовать разработке новых методов борьбы с ожирением, основанных на коррекции кишечной микрофлоры. Понимание роли микробиома в регуляции веса открывает новые перспективы для создания индивидуализированных программ питания и физических упражнений, направленных на улучшение общего состояния здоровья и профилактику метаболических заболеваний.