Бактерии способны помочь грибам и растениям усваивать питательные вещества

Автор: Светлана Николаенко

Ученые-биологи обнаружили на корнях растений и частях грибницы грибов бактерии, способные помочь этим организмам усваивать питательные вещества.

Известен тот факт, что грибы способны помогать растениям усваивать питательные вещества. Тем не менее, удалось выяснить, что и самим грибам в расщеплении сложных органических соединений помогают бактерии.

Ученые отмечают, что около 70% всех растений, растущих на земле, устанавливают симбиотические отношения по типу арбускулярной микоризы с различными грибами. При этом растения могут отдавать грибам жирные кислоты, а получать от них азот и фосфор. Тем не менее, таким симбиотическим грибам недостаточно ферментов, помогающих выделению азота и фосфора из сложных органических молекул.

Исследоватили задавись вопросом, смогут ли почвенные микроорганизмы помочь грибам извлечь эти микроэлементы из органических соединений. Первоначально ученые попытались выяснить, имеются ли сообщества почвенных бактерий, которые могут жить только на частях их грибницы. С этой целью были проанализированы нитевидные образования грибов, служащие для транспортировки питательных веществ и воды - так называемые гифы.

Проводя исследование, биологи использовали два вида симбиотических грибов — Glomus versiforme и Rhizophagus irregularis, выращивая их в трех различных типах почвы в симбиозе с Brachypodium distachyon — травянистым родственником пшеницы. В последствии симбиотические организмы росли вместе на протяжении 65 дней, после чего ученые выделили и секвенировали гены материала с поверхности гифов, с целью получения информации о популяциях бактерий, живущих там.

Было обнаружено сходство в составе бактериальных сообществ с гифов двух видов грибов, причем данные сообщества имели сходства во всех трех типах почв, но имели значительные отличия от найденных в почве вдали от гифов.

Исследователи отметили, что пока еще функция этих бактерий не ясна, но предположительно, что именно эти микроорганизмы способны переводить почвенные органические соединения в наиболее удобную форму для усваивания растениями.

Ранее «Центральная Служба Новостей» сообщала, что для образования современных тропических лесов Амазонки потребовалось 66 миллионов лет.