Лабораторные мыши помогут человечеству в поиске вакцины молодости
Эксперты изучают эффективность методов продления жизни с помощью мышей
Каждый день технические специалисты Лаборатории Джексона в Бар-Харборе, штат Мэн, проверяют особые группы мышей, находящихся на их попечении. Всем мышам более 600 дней, что примерно на 60 человеческих лет больше.
Некоторым, возможно, потребуется помощь в доставке воды, но многие из них с возрастом становятся такими, какими надеются стать люди: любопытными, энергичными, невероятно активными,сказала Bloomberg Надя Розенталь, научный руководитель лаборатории.
Мир полон существ, которые стареют так, что люди могут счесть это желательным, в том числе гренландских китов, которые могут прожить без рака два столетия, и медуз, которые в ответ на стресс снова превращаются в полипы. Исследователи изучают их методы, чтобы узнать больше об эволюционных изменениях, которые обеспечивают хорошее здоровье и долгую жизнь. В целом, мыши являются хорошими моделями для биомедицинских исследований. У них есть те же органы и физиологические системы, поддерживаемые почти идентичным набором генов.
По крайней мере, с 1920-х годов исследователи, надеющиеся понять, как и почему происходит старение, наблюдали, как это происходит с обычными лабораторными мышами. По словам Ричарда Миллера, профессора патологии Мичиганского университета, на начальном этапе работа носила в основном описательный характер.
В 1935 году группа исследователей под руководством диетолога и геронтолога Клайва Маккея совершила прорыв. Они посадили группу крыс на питательную, но ограниченную по калориям диету и обнаружили, что те прожили примерно на 33% дольше, чем в среднем. Это была первая демонстрация того, что старение можно замедлить, — говорит Миллер.
Однако, высокая стоимость более систематических исследований привели к тому, что они были в основном разовыми до 2002 года, что послужило началу нового проекта под названием «Программа тестирования вмешательств (ITP)». Для этого исследования коллективно выращивают сотни мышей каждый год в строго контролируемых условиях. Подмножеству этих мышей вводят препараты, которые кажутся многообещающими для продления продолжительности жизни, и им помогают прожить как можно дольше.
Участники ITP принадлежат к группе лабораторных мышей под названием UM-HET3, или сокращенно HET3. Многие популярные типы лабораторных грызунов являются инбредными и, следовательно, генетически идентичны. Как утверждают исследователи ITP, мыши-самцы, участвующие в исследовании в Мичигане, всегда живут немного дольше, чем мыши в Мэне и Техасе, они отличаются в весе, несмотря на идентичный рацион. Миллер предполагает, что между участками могут быть различия, которые важны для мышей, но незаметны для нас. За прошедшие годы ITP разработала несколько многообещающих мер, позволяющих увеличить продолжительность жизни. Наиболее успешным методом для мышей является комбинация иммунодепрессанта рапамицина и регулятора глюкозы акарбозы, которая позволила мышам в ITP прожить в среднем на 29% дольше.
Самые долгоживущие лабораторные мыши в мире относятся к особому классу грызунов, известных как карликовые мыши. У этих крошечных титанов есть мутации, которые блокируют выработку или действие гормона роста, благодаря естественным генным опечаткам или генной инженерии. По причинам, которые эксперты все еще выясняют, средняя продолжительность жизни этих мини-мышей Zen может быть более чем на 60% больше, чем у их традиционных родственников. Многие карликовые мыши живут дольше четырех лет, что делает их эквивалентом столетних людей.
Ученые обнаружили, что малыши лучше, чем обычные мыши, справляются с окислительным стрессом, накоплением реакционноспособных молекул, которые могут повреждать ткани. Сидя на диете с высоким содержанием жиров, они избегают жировой болезни печени, а когда мышей, выведенных с заболеваниями, подобными болезни Альцгеймера, скрещивают с карликовыми мышами, у их потомков признаки этого заболевания проявляются медленнее.
В физиологии их метаболизма есть что-то такое, что помогает замедлить или предотвратить некоторые из этих возрастных заболеваний,сказала биолог Холли Браун-Борг.
Специалисты из лаборатории Yuvan Research придерживаются мнения о том, что старение запрограммировано в клетках млекопитающих, причем определенные формы деградации начинаются сразу после наступления половой зрелости. Они пытаются взломать этот процесс у пожилых животных, отправляя сигнальные молекулы из более молодых органов. По словам ученых, это поможет сделать клетки ближе к возрасту донора.