Ученые изучают эффективность вакцины против опоясывающего лишая

Автор: Загудалина Диана
Фото: © Сайт Минобороны России / mil.ru

Долгосрочную эффективность живой вакцины от опоясывающего лишая изучают в США

Эффективность живой вакцины против опоясывающего лишая (герпеса) наиболее высока в первый год после вакцинации, а затем существенно снижается. Но она продолжает обеспечивать некоторую защиту от патогена и его осложнений спустя десять лет после вакцинации, даже у пациентов с ослабленной иммунной системой. 

Опоясывающий герпес, широко известный как опоясывающий лишай, представляет собой болезненную сыпь, вызванную реактивацией вируса ветряной оспы. Недуг гораздо чаще встречается среди людей в возрасте 60 лет и старше и людей с ослабленной иммунной системой и может привести к инвалидизирующим осложнениям.

Живая вакцина против опоясывающего лишая была первой вакциной против такого вида герпеса и ее получили более 50 миллионов человек по всему миру. В настоящее время она не рекомендуется людям с ослабленной иммунной системой и больше не используется в США, но ее использование продолжается в других странах, включая Великобританию и Австралию. Однако оценки его долгосрочной эффективности с использованием реальных данных отсутствуют.

Чтобы решить эту проблему, исследователи использовали данные крупного поставщика медицинских услуг в США (Kaiser Permanente Northern California) для определения долгосрочной эффективности живой вакцины против опоясывающего герпеса, госпитализации с опоясывающим герпесом, постгерпетической невралгии (длительных болей в области опоясывающего герпеса). область сыпи) и опоясывающий офтальмический герпес (сыпь внутри глаза или вокруг него).

Их выводы основаны на данных чуть более чем 1,5 миллиона взрослых в возрасте 50 лет и старше, которым была необходима живая вакцина против опоясывающего герпеса. Из них 507 444 человека (34%) были вакцинированы за период исследования, с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2018 г.

Среди 75 135 случаев опоясывающего герпеса у 4 982 (7%) развилась постгерпетическая невралгия, у 4 439 (6 %) - опоясывающий офтальмический герпес и 556 (0,7%) были госпитализированы по поводу опоясывающего герпеса. По каждому результату эффективность вакцины была самой высокой в первый год после вакцинации и существенно снижалась с течением времени.

Эффективность вакцины в первый год составила 67% против инфекции опоясывающего герпеса, 83% против постгерпетической невралгии, 71% против опоясывающего офтальмического герпеса и 90% против госпитализации по поводу опоясывающего герпеса. Против опоясывающего герпеса эффективность вакцины снизилась до 50% на втором году, снизилась до 27% на восьмом году, а затем до 15% через 10 лет. Эффективность вакцины против офтальмологического опоясывающего герпеса была аналогичной.

Против постгерпетической невралгии и госпитализации эффективность вакцины начинала повышаться, а затем снижалась, но продолжала обеспечивать существенную защиту в течение нескольких лет (41% через 10 лет при постгерпетической невралгии и 53% через 5-8 лет при госпитализации). Эффективность вакцинации в целом была одинаковой в подгруппах, определяемых по возрасту, полу, расе или этнической принадлежности, а также по состоянию иммунодефицита на момент вакцинации.

Это результаты наблюдений, и авторы указывают на несколько проблем, включая неполное установление наличия опоясывающего лишая и иммунодефицитного статуса пациентов с течением времени. Результаты также могут быть неприменимы к другим условиям из-за различий в диагностической практике или доступе к медицинской помощи.

Это исследование поможет улучшить программы вакцинации против опоясывающего лишая, предоставив новую и ценную информацию о необходимости и сроках последующего наблюдения или ревакцинации. Оно также дополняет доказательства того, что живая вакцина против опоясывающего герпеса эффективна против опоясывающего герпеса среди взрослых с ослабленным иммунитетом.