Столько времени потребовалось авиационной отрасли, чтобы вернуться к показателям 2019 года
Cirium: Авиаперевозки вернулись к уровню, существовавшему до пандемии
По данным авиационной аналитической компании Cirium, в 2023 году авиарынок восстановит свой прежний пассажиропоток. На фоне окончания пандемии, компания Cirium озвучила ряд важных тенденций, касающихся пропускной способности хабов, исходя из опубликованных расписаний рейсов на первый квартал этого года. Как известно, вспышка Covid-19 ввергла мировой рынок туристических услуг в беспрецедентный экзистенциальный кризис на 1,17 трлн долларов. Повсеместное закрытие границ вынудило авиакомпании оставить свои автопарки, тем самым приблизившись к финансовому ослаблению сектора и нехватке персонала.
Летом прошлого года, путешественники вновь воспользовались услугами авиакомпаний, однако аэропорты не успели подготовиться к большому потоку. Это привело к сбоям в расписании и хаосу в терминалах. На сегодняшний день бронирование авиабилетов свидетельствуют о том, что спрос в крупных странах и внутри Европы в мае этого года вернулся примерно к 100% от уровня, существовавшего до пандемии. В связи с этим ожидается, что среднегодовой рост дохода в 2023 году достигнет 25% по сравнению с 2022 годом.
В целом, в 2023 году мировой объем пассажирских перевозок должен приблизится к 90% от уровня, существовавшего до пандемии, при этом внутренние перевозки будут выше, а международные — ниже. По мнению авиакомпании деловых поездок British Airways, в 2023 году объем осуществляемых перелетов достигнет показателя 85%, в то время как за прошлый год деловые перелеты смогли восстановиться до 75%.
Сегодня, парк коммерческой авиации в мире насчитывает около 28 000 самолетов. Ожидается, что этот показатель вскоре значительно увеличится. Низкий уровень производства сводится к надвигающемуся дефициту воздушных судов. Тем самым, оживляя высокий спрос на лизинг. Продолжают сохраняются старые самолеты, такие как B777 и A330. По данным компании Cirium, в мае количество припаркованных воздушных судов по-прежнему превышало 5% от общего количества парка, существовавшего до пандемии, а прибыль отрасли в 2023 году составит менее 40% от уровня 2019 года.
Ограничения пропускной способности авиакомпаний, как правило, приводят к росту цен. Так, в мае 2023 года авиабилеты в США подорожали более чем на 30% по сравнению с январем 2022 года, опередив потребительские цены.
Азиатский регион был одним из первых рынков, закрывших свои границы в начале 2020 года, и одним из последних, кто ослабил международные ограничения в начале этого года, отдав приоритет восстановлению внутреннего рынка. Запрет на групповые туры в зарубежные страны, такие как Австралия, США и Великобритания, был снят только в августе. До сих пор китайские путешественники не решались отправляться в дорогостоящие зарубежные поездки после того, как строгий контроль во время пандемии нанес ущерб экономике страны. Аналогичным образом, привлекательность Китая для туристов из Северной Америки и Европы была ограничена перспективой проблем с визами, неудобными платежными системами и отсутствием рейсов.
Исполнительный директор Всемирного совета по путешествиям и туризму Джулия Симпсон уверена, что для полного восстановления трансграничных поездок в Китай может потребоваться еще один год. По ее словам, другим фактором, ограничивающим скорость восстановления трансграничных поездок в стране, являются повышенные расходы на топливо для иностранных перевозчиков, которые не могут летать через воздушное пространство России, что может привести к повышению тарифов.
Аналитик американских авиакомпаний Хелан Беккер из TD Cowen в интервью Bloomberg Television заявил, что доходы отрасли вернулись к уровню 2019 года, в то время как расходы превысили показатель 2019 года примерно на 18–19%. Зарплата возросла на 35–40%.
По данным компании OAG, которая отслеживает тенденции в авиации, в сентябре объем перевозок Китая, США и Канады составили примерно одну десятую от уровня, существовавшего до пандемии. Геополитическая напряженность сыграла свою роль в отношениях с Америкой. К концу октября количество еженедельных рейсов в обе стороны между двумя основными торговыми партнерами должно вырасти до 24 для каждой страны. До Covid еженедельные рейсы между ними составляли в среднем 340. Во Франции или Японии показатели немного ниже, а соседний Таиланд получает импульс после временного смягчения визовых правил для китайских туристов. Главный аналитик OAG Джон Грант уверен, что это одно из популярных направлений, которое, вероятно, выиграет от отмены запрета на групповые туры в Китае.
По данным Cirium, по состоянию на сентябрь пропускная способность международных перевозок в мире снизилась на 8% по сравнению с уровнем 2019 года. Трансатлантические перевозки достигли уровня, существовавшего до Covid, в то время как транс-тихоокеанские перевозки и перевозки из Европы в Азию сократились на 31% и 17% соответственно. Крупным перевозчикам США и европейским авиакомпаниям, таким как Finnair Oyj, некогда специализировавшимся на поездках в Азию, пришлось перенаправить самолеты на другие маршруты.
Время полетов в такие пункты назначения, как Япония, Южная Корея и Китай, увеличилось на 30–40%, заявил генеральный директор Finnair Топи Маннер. По его словам, авиакомпания сохранила лишь треть своего азиатского плацдарма, переориентируясь на США, Ближний Восток и Индию.
Китайские авиакомпании планируют вернуться в Великобританию, воспользовавшись доступом к российскому воздушному пространству. Ведь, Великобритания была одним из крупнейших направлений для китайских туристов до пандемии, и поскольку туристические группы снова отправляются за границу, китайские перевозчики стремятся использовать этот спрос. Такие компании как: Air China Ltd, China Southern Airlines Co и China Eastern Airlines Corp, предлагают больше мест, чем до пандемии. Об этом рассказал авиационный консультант Джон Стрикленд.
По данным национального агентства по туризму VisitBritain, в сентябре количество бронирований из Китая в Великобританию составило около 43% от уровня 2019 года. Это больше, чем 6% в январе. British Airways, которая является крупнейшей по величине авиакомпанией на рейсах в Китай, предлагает почти на 40% меньше мест на этих маршрутах, чем до Covid 19.
В Европе дискаунтеры Ryanair Holdings Plc и Wizz Air Holdings Plc усиливают конкуренцию, быстро расширяя свои авиапарки после пандемии. По словам аналитика OAG Джона Гранта, их упрощенная операционная модель, минимальная зависимость от стыковочного трафика и множество операционных баз во многих странах позволили им опередить старых перевозчиков, приурочив рост пропускной способности к открытию рынков, где это возможно. Так, JetBlue стремится стать пятым по величине перевозчиком США на внутренних пассажирских перевозках. Три крупнейшие европейские группы перевозчиков, такие как: Air France-KLM, владелец British Airways IAG SA и Deutsche Lufthansa AG, берут под свое крыло более слабых конкурентов.