Парфюмер Камила Робинсон: «Я хочу инициировать ввод профессии «парфюмер» в ВУЗы»

Автор: Валерия Соколова
Фото: © A. Krivonosov

В рамках ВЭФ-2023 «Центральная служба новостей» пообщалась с Камилой Робинсон, парфюмером и создательницей бренда Kamila Robinson Perfume, о том, как отечественная парфюмерия переживает современную действительность, а также о том, как сделать профессию парфюмера более распространенной.

Расскажите, как давно существует ваша компания и где она располагается? Чем сегодня удивляете гостей и участников форума?

Она располагается в Москве, это частная лаборатория. В бренде уже 30 ароматов, созданных мной с начала 2019 года, и именно с этого момента началась моя деятельность. Перед приездом в прекрасный город Владивосток я сделала ароматы, посвященные северным городам России: «Морской Владивосток», «Зима на Сахалине» и «Петербург Петра Великого». На самом деле, я давно хотела интерпретировать ароматы северных городов. Интерпретация городов России в аромат - это проект Марианны Пеньковой; она директор Парфюмерного клуба России, который устраивает всероссийские выставки нишевых парфюмерных салонов в Москве. Прошлой осенью она инициировала проект «Парфюмерная карта России», где отечественные парфюмеры интерпретируют города в парфюмерные ароматы. Я создала уже пять таких ароматов – в прошлом октябре я представила «Лето в Астрахани» и «Сердце Севастополя». И вот сейчас мне очень хотелось взять северные города, хотя, наверное, Владивосток не совсем северный город.

Скорее восточный. Вам нужна новая коллекция с Амуром, Хабаровском и столицей Приморья.

Я с удовольствием их сделаю. Сейчас у меня только пять интерпретированных городов в ароматы, но я собираюсь расширять и расширять коллекцию. Я, возможно, сделаю что-то южно-кавказское – Дагестан, Чечня. Но ваше предложение тоже очень интересное, для моего вдохновения.

Расскажите, как осуществляется производство парфюмерии сегодня? Это локализованное российское производство, насколько оно зависит от импортных компонентов? Как осуществляется дистрибьюция?

Сейчас я работаю в частной лаборатории, где я произвожу свои духи. В магазинах мы пока не продаемся, но я надеюсь, что скоро приду к этому. Сегодня мы уже можем зайти в «Золотое яблоко», в «Л'Этуаль» - это стало возможным после того, как ушли ведущие бренды, мне кажется, чуть ли не 90% от них. Сейчас самое время для российских парфюмеров! Мой бренд представляет полноценный парфюмерный гардероб. Там есть большое разнообразие ароматов, без плагиата и повторения, которые можно «надеть» и днем, и вечером, и на переговоры, и на работу, и для менеджеров, и для подчиненных, и для торжественных мероприятий. И я, конечно, вижу свой бренд как один из векторов импортозамещения парфюмерии.

Но мы неразрывно связаны с парфюмерными ингредиентами, которые мы не производим в России – у нас есть только отдушки для косметики и прочих объектов бытовой сферы, но это все не настолько тонкого парфюмерного качества, чтобы делать из них духи. Мне бы хотелось инициировать создание лаборатории, где были бы воссоздан требуемый спектр парфингредиентов. Перед тем, как сюда приехать, я взяла консультацию у химика-технолога. На тему: как воспроизводят такие компоненты. Первый этап — анализируется сама молекула того или иного синтетического душистого вещества, составляется полное его описание, из каких простейших ингредиентов оно состоит. Это дело нескольких месяцев, небыстрая процедура. Потом этап исследовательский, то есть, какие стадии должно пройти при разработке это синтетическое вещество, чтобы оно, грубо говоря, воссоздалось. Тоже 3-4 месяца. И третий этап — это, собственно, синтез, воспроизведение. По длительности процедуры также. Да, это дорогое удовольствие, и это дело даже не одного года – я думаю, что при больших субсидиях, при больших вливаниях срок составит до пяти лет для создания от восьмисот до тысячи парфюмерных компонентов, которые понадобятся для создания того или иного парфюма. И это при одновременной работе пятидесяти химиков-технологов.

Минпромторг вам оказывает некую поддержку?

Я участвую в мероприятии от Минпромторга; мы с представителями Министерства познакомились на их мероприятии в Сколково в Москве, которое было посвящено парфюмерно-косметической и фармацевтической упаковке. У нас есть парфюмерные заводы, но у нас отсутствует в вузах профессия «парфюмер». У нас есть химики-технологи, их даже учат технологии создания духов, но нигде не учат конкретному построению аккордов и созданию парфюмерных композиций, и я бы хотела сделать такой проект. Я консультировалась с профессором РАНХиГС – она мне рассказала, как лицензируют новые программы в вузах, и что в последнее время постоянно ведется такая работа. Она мне посоветовала начать ввод в ВУЗы парфюмерной профессии - с дополнительного образования после магистратуры, а затем расширять это и переносить программы на саму магистратуру и бакалавриат. И вот 12 сентября, я рассказала на ВЭФ Мантурову Денису Валентиновичу, что я хочу инициировать ввод профессии «парфюмер» в ВУЗы, и моя инициатива была им поддержана.

Насколько мы сможем закрыть потребность в духах нашей необъятной родины от Владивостока до Калининграда отечественным продуктом?

Я думаю, это вполне возможно сделать. У нас очень много классных парфюмеров, которые делают ароматы в разных парфюмерных стилях. И есть довольно много клиентов, покупающих у них духи не только на парфвыставках, но и по всей России заказывают. Но тут, конечно, надо подключать заводские мощности – сколько мы можем в лаборатории сами сделать? Чтобы, например, обеспечить потребности той или иной сети – нужно, скорее всего, производить и парфингредиенты. И также обеспечить хранение и транспортировку, а для этого нужны большие заводские и складские мощности. Я собираюсь привлекать инвестиции, чтобы масштабировать свой бизнес и реализовать два проекта, о которых я ранее рассказала, потому что они неразрывно идут друг с другом. И одно без другого сложно представить.

То есть, отечественная парфюмерия будет жить и у нее есть перспективы.

Да, да, она прекрасна! К тому же, на мой взгляд, среди парфюмерии зарубежной, которая так разрекламирована, бренды все больше и больше копируют друг друга. Есть такое понятие как «фланкер» - это когда аромат, который ранее был выпущен, неважно, год, десять или двадцать лет назад, заново выпускается с измененной формулой. Иногда это, так скажем, освещается, а иногда это втихую выпускается. Понятно, что ароматы, которые, например, 20-30 лет назад были, достаточно плотные, но и мода раньше другая была. Одежда была более закрытая и многослойная, и духи были более тяжелыми, да и образ жизни был другим. Раньше не было такого, чтобы утром побежали на работу, потом на фитнес, потом куда-то там еще. Жизнь была более размеренная. Сейчас ароматы более легкие и более недорогие. Сейчас, в принципе, каждый человек может что-то из парфюмерии купить.

Насколько Ваша продукция доступна потребителю?

Стоимость моей продукции - средняя по рынку. Особенно по сравнению с тем, как повысились цены на другие бренды. У меня ниша авторских нишевых духов: духи я делаю без копирования, без плагиата, я не хожу в парфюмерные магазины, чтобы не сплагиатить даже ненамеренно. Потому что мне кажется, это так неинтересно, делать то, что уже было создано – всегда хочется придумывать что-то новое.