Пять русских педагогов, у которых захотел бы учиться каждый
Назвали 5 русских педагогов, которые изменили представление о науке
Учитель — значимая фигура в процессе знакомства человека с миром, его социализации и становления как личности. Именно поэтому профессию педагога и стоит считать одной из самых важных в обществе. В новой подборке расскажем о пяти русских педагогах, которые изменили представление науке и предложили новаторские подходы к воспитанию и образованию детей.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)
Константин Ушинский считается одним из создателей русской научной педагоги. Одним из первых Ушинский назвал первостепенным нравственное просвещение и воспитание учеников. Ученый отверг понимание нравственного просвещения как чего-то, что усваивается «само по себе».
Константин Дмитриевич был преподавателем не только для детей, но и для взрослых: история запомнила его как педагога-публициста. В своих работах он не только обращался к вопросам образования, но и выражал сильную любовь к детям и русскому народу. Именно педагогическая деятельность Ушинского во многом способствовала пробуждению интереса к этой науке во всей России.
Кроме того, ученый призывал к сохранению страной национальной культуры. Его статья «О необходимости сделать русские школы русскими» не теряет актуальности по сей день.
Лев Семенович Выготский (1896 — 1934)
Русский психолог Лев Выготский нашел взаимосвязи двоих важнейших наук — психологии и педагогики, на долгие годы опередив свое время. В результате научной работы Выготского возникли два новых направления — педология и коррекционная педагогика. Ученый был убежден, что педагог должен строить процесс обучения детей, ориентируясь на психологию.
Выготский не создал конкретных методик воспитания или обучения ребенка, однако идеи его работ составили основу большинства современных дошкольных практических учебников. Важнейшим является предложенная ученым концепция необходимости акцента на саморазвитии ребенка в процессе обучения. Лев Семенович указывал, что процесс воспитания ребенка не должен выглядеть как приспособление к конкретным нормам, это должен быть процесс формирования личности.
Антон Семенович Макаренко (1888 — 1939)
Антона Макаренко признают одним из ярчайших педагогов всех времен за его гуманистический подход к воспитанию и образованию. Антон Семенович доказал, что настоящий учитель должен, в первую очередь, видеть в ученике развивающуюся личности и Человека.
Макаренко выдвинул идею интегративности образования и процесса воспитания личности. Педагог указывал, что личностью человек становится только в процессе взаимодействия с социумом. При этом каждый элемент коллектива должен обладать четкими правами и иметь активную позицию.
Также Антон Семенович называл педагогику самой изменчивой и разнообразной наукой. Он отверг все существующие ранее догмы о действиях и поступках, которые маркировались «плохими» и «хорошими», заявив об их стереотипности.
Василий Александрович Сухомлинский (1918 — 1970)
Василий Сухомлинский создал уникальную педагогическую систему, в которой ребенок является главной ценностью. Образовательный и воспитательный процесс по Сухомлинскому должен быть ориентирован на ученика и его конкретные особенности.
Сам Сухомлинский назвал обучение «радостным трудом» и считал, что в каждом педагоге навсегда должна сохраняться искорка ребенка. На своих уроках он старался придерживаться художественного стиля изложения материала, уделять большое внимания формированию мировоззрения учеников. Уникальность уроков педагога была и в том, что на них он вместе с детьми сочинял сказки.
Педагог, по его собственным словам, старался воспитать именно Счастливого Человека, человеческую личность с богатой душой. Василий Александрович был убежден, что счастье человеку дает только наполненный внутренний мир и наличие веры в человека и уважения к самому себе.
Симон Львович Соловейчик (1930 — 1996)
Симона Соловейчика считают одним из основоположников мысли о том, что отношения ребенка у педагога не должны останавливать только на формальном освоении необходимого материла. Именно ему принадлежит фраза: «Детей не надо воспитывать — с детьми нужно дружить». Публицист и теоретик педагогики был уверен, что ребенок также многому может научить взрослого.
Еще одна идея Соловейчика заключается в том, что педагогический процесс происходит не только в стенах школы и семьи — это намного более обширное понятие. Об этом, в частности, его книга «Педагогика для всех», ставшая бестселлером.
Концепция советского публициста во многом повлияла на появление сообщества педагогов-новаторов, которые выпустили Манифест новой демократической школы. Его суть заключается в сотрудничестве и взаимном уважении ребенка и учителя.