Звуковой аналог черной дыры позволил доказать стационарность излучения Хокинга

Специалисты рассказали, к чему приведет доказательство выдвинутой ранее теории

Команда исследователей из Израильского технологического института создали аналог черной дыры в лабораторных условиях для проверки теории Стивена Хокинга о стационарности излучения космического объекта. Научная работа была опубликована в журнале Nature Physics.

Теория Стивена Хокинга заключалась в том что, несмотря на невозможность преодоления горизонта событий, черные дыры способны испускать импульсы излучения, которые являются спонтанными и стационарными — их интенсивность не изменяется с течением времени. Данный вид теоретического излучение был назван в честь Хокинга.

Для проверки теории специалистам было необходимо создать искусственную черную дыру, сделать ее снимок, а затем создать новый объект. Для этого они использовали 8 тыс. атомов рубидия, помещенные в газовую камеру. Авторы наблюдали за процессом развития космического объекта на протяжении несколько месяцев.

Анализ позволил зафиксировать постепенное уменьшение рубидиевой черной дыры за счет подобия излучения Хокинга. Однако ученые заметили, что излучение созданной ими модели черной дыры представляло собой звуковые волны, а не электромагнитные, как предполагалось ранее. Они объяснили это тем, что скорость движения атомов рубидия выше скорости звука. В таком случае, звуковые волны не способны прорваться через горизонт событий и выйти за пределы черной дыры. За пределами горизонта событий скорость газа меньше, что способствует свободному перемещению звуковой волны.