Ученые выявили интересную особенность мозга
Доказана способность человеческого мозга слышать тишину
Ты слышишь звук тишины? Этот вопрос может показаться более подходящим для урока философии (или концерта Саймона и Гарфанкеля), чем для научной лаборатории, но новое исследование предполагает, что люди действительно могут «слышать» отсутствие шума. Если открытие подтвердится, это может помочь исследователям лучше понять, как слуховая система человека обрабатывает звук, а также его отсутствие.
Конечно, мы можем ценить молчание с точки зрения познания. Но вопрос о том, ценим ли мы их перцептивно, — это другой вопрос,говорит Нед Блок, философ из Нью-Йоркского университета, не участвовавший в этой работе.
На протяжении десятилетий ученые-аудиологи, психологи и философы спорили о том, как мозг реагирует на отсутствие сенсорной информации. Но эти дебаты часто отходят на второй план в пользу изучения того, как наши когнитивные системы интерпретируют входящие сигналы от наших глаз, ушей и органов чувств. Было проведено много исследований, посвященных восприятию объектов, таких как столы, облака и деревья, но отсутствие рассматривалось как нечто действительно абстрактное.
Тем не менее важно понять, как мы воспринимаем такие отсутствия, потому что их обнаружение может помочь нам выжить. Чтобы выяснить, как люди реагируют на полную тишину и могут ли они на самом деле ее воспринимать, а не просто делать выводы о ее присутствии, междисциплинарная группа из Университета Джона Хопкинса, в которую входили психолог Чаз Файрстоун и философ Ян Филлипс, наблюдала за тем, как участники реагировали на серию звуковых сигналов и визуальные иллюзии.
В первой иллюзии, известной как «один звук больше», людей спрашивали, считают ли они один непрерывный тон длиннее или короче двух отдельных тонов, разделенных короткой тишиной. (На самом деле два тона с промежутком в сумме дают ту же продолжительность, что и непрерывный тон.) Но люди обычно говорили, что непрерывный тон звучит дольше, чем два дискретных тона.
Когда исследователи перевернули иллюзию, попросив участников оценить продолжительность непрерывной тишины в середине тона или двух отдельных пауз, они обнаружили, что произошло то же самое: люди воспринимали непрерывную тишину как более продолжительную, чем отдельные паузы.
В другой иллюзии, называемой иллюзией чудака, исследователи представили два звука одновременно: орган, играющий продолжительную ноту, и работающий двигатель. Когда оба звука грохотали, один из них внезапно прекращался, что приводило к частичной тишине. Они сделали это пять раз, представив пять таких пропусков шума. Во время первых четырех пропусков орган замолчал, а двигатель продолжал гудеть. В пятой и последней тишине шум двигателя стих, пока играл орган. Люди сообщали, что последнее молчание казалось более продолжительным, чем первые четыре, хотя все они длились одинаковое количество времени.
В совокупности результаты показывают авторам и другим экспертам, что мы воспринимаем эти иллюзии, основанные на тишине, так же, как иллюзии, основанные на звуке. Это, в свою очередь, предполагает, что наш мозг может использовать аналогичные механизмы для обработки как звуков, так и тишины.
Это свидетельствует о том, что ваш разум воспринимает тишину как правильный входной сигнал для обработки слуха и, в некотором смысле, [как] взаимозаменяемый со звуками,говорит Аня Фаренникова, философ из Амстердамского университета.
Это дает основание предполагать, что тишина обрабатывается слуховой системой так же, как и звуки. Одно предостережение заключается в том, что люди могут воспринимать тишину по-разному. Например, некоторые люди могут воспроизводить в уме звуки во время периодов тишины, а не ощущать «настоящую» тишину.