Ученые назвали гормон, который указывает на диабет

Фото: © A. Krivonosov

Контроль уровня соматостатина позволить выявить диабет

У пациентов с диабетом высокий уровень глюкозы в крови либо потому, что их поджелудочная железа не вырабатывает достаточного количества инсулина, либо клетки их тела не реагируют на сигналы инсулина, которые приказывают им израсходовать глюкозу. Таким образом, современные методы лечения основаны на болюсном введении инсулина таким пациентам. Однако недавние исследования показали, что колебания уровня других гормонов, таких как соматостатин, также секретируемых поджелудочной железой, могут быть связаны с развитием диабета, что до сих пор в значительной степени упускалось из виду.

Изменения в секреции соматостатина могут быть одним из первых признаков диабета. Таким образом, в таком сценарии определение уровней соматостатина потенциально может помочь выявить диабет на более ранней стадии,

объясняет Нихил Гандаси, доцент кафедры биологии развития и генетики (DBG) Индийского института науки (IISc).

В исследовании, опубликованном в Международном журнале молекулярных наук, команда Гандаси вместе с сотрудниками из Гетеборгского университета, Швеция, сообщает о разработке нового анализа, который может обнаруживать секретируемый соматостатин. Соматостатин секретируется специфическими клетками поджелудочной железы, называемыми дельта-клетками. Это главный регулятор инсулина и глюкагона — другого гормона, который работает рука об руку с инсулином для поддержания уровня сахара в крови.

Набор работает как стандартный иммуноферментный анализ или ELISA, в котором используются планшеты, покрытые антителами, для определения присутствия антигенов в образце, аналогично экспресс-тесту на антигены COVID-19. Команда использовала искусственно синтезированный соматостатин для проверки его связывания с несколькими коммерчески доступными антителами, чтобы определить тот, который связывался с ним наиболее эффективно, и затем использовали его для разработки анализа.

Используя этот анализ, исследователи смогли определить уровни соматостатина в клетках поджелудочной железы, извлеченных как у мышей, так и у людей. Кроме того, они смогли измерить количество дельта-клеток, которые продуцируют соматостатин, как в тканях здорового человека, так и в тканях донора с диабетом. Они обнаружили, что количество дельта-клеток было резко уменьшено у пациентов с диабетом.

У больных диабетом меньше дельта-клеток, поэтому мы наблюдаем меньшую секрецию соматостатина,

говорит первый автор Лакшми Котегала, старший научный сотрудник Гетеборгского университета, Швеция, и приглашенный научный сотрудник IISc.

В настоящее время исследователи полагаются на радиоиммуноанализ (RIA) для определения уровня соматостатина. Но RIA использует радиоактивные материалы и должна проводиться в строгих условиях безопасности. Кроме того, RIA занимает не менее трех дней и может проводиться только в специализированных лабораториях.

Наличие полностью функционального ИФА будет означать более практичный метод с более быстрыми результатами. Для недавно разработанного набора также требуется только одна десятая объема образца плазмы крови, необходимого для RIA,

добавляет она.

В настоящее время исследователи работают с коллегой из отрасли над превращением комплекта в простое портативное устройство, которое в конечном итоге может быть запущено в массовое производство.