Способность изменять форму клеток помогает некоторым бактериям противостоять антибиотикам

Специалисты поделились сведениями о новых механизмах защиты бактериальных инфекций

Группа ученых из США и Великобритании под руководством Шиладитьи Банержи обнаружила способность некоторых бактерий противостоять действию антибиотиков при помощи резкого изменения формы клеток. Научная работа была опубликована в журнале Nature Physics.

Эксперименты проводились на бактериях Caulobacter crescentus, обитающих во многих пресных водоемах. Выращивание бактерий проходило в присутствии хлорамфеникола — антибиотика, способного нарушить синтез белка в рибосомах бактерий. Ученые использовали такое количество антибиотика, чтобы значительно замедлить рост бактерий, не уничтожая их полностью.

После смены десяти поколений клеток бактерий, специалисты обнаружили полное изменение их формы, что позволило вернуть прежние темпы размножения. При этом, после исчезновения антибиотика, бактерии принимали прежний продолговатый вид.

По словам авторов исследования, результаты научной работы свидетельствуют о появлении у бактерий механической адаптации к действию антибиотиков. Продолговатая форма клетки позволяет бактериям увеличить свой внутренний объем, а за счет сужения они могут снизить проникновение антибиотиков внутрь.