Российские кинокритики обратились с открытым письмом к руководству Берлинале

Автор: Валерия Соколова

Журналисты усомнились в этичности внесения в основную конкурсную программу отечественной картины «Дау. Наташа»

На Берлинском кинофестивале, стартовавшем 20 февраля, продолжают разгораться страсти вокруг российской картины «Дау. Наташа». Фильм Ильи Хржановского, вошедший в основную программу конкурса, сначала получил нелестные отзывы со стороны немецкой прессы, а затем и от своих соотечественников – кинокритиков отечественных изданий.

Пятеро российских журналистов, аккредитованных на Берлинале, в открытом письме обратились к руководству фестиваля Карло Шатриану и Мариетте Риссенбек. Кинокритики успомнились в этичности включения картины «Дау. Наташа» в основную конкурсную программу. Открытое письмо было опубликовано на портале KKBBD.

«Почему в дни приговора Харви Вайнштейну, в эпоху борьбы с культурой насилия и злоупотреблениями властью в киноиндустрии, Берлинский фестиваль не видит этической проблемы во включении в основной конкурс фильма, содержащего сцены несимулированного психологического и физического насилия с участием непрофессиональной актрисы, а также сцены секса людей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения?», — с таким вопросом обратились российские кинокритики к организаторам Берлинале. 

Одним из подписантов обращения стал кинокритик Forbes Дмитрий Барченков. Как сообщил журналист в беседе с корреспондентом Центральной службы новостей, с предложением обратиться к организаторам фестиваля первой выступила старший редактор КиноПоиска Татьяна Шорохова.

«Мы долго обсуждали этичность проекта. И Таня Шорохова предложила написать открытое письмо. Я решил поддержать, потому что очень хочу получить ответы на выдвинутые в письме вопросы», — рассказал Барченков. 

Напомним, ранее в публичном пространстве появлялись анонимные обвинения в сторону режиссёра картины Ильи Хржановского, методы работы которого сравнивались с моральным и физическим насилием над актёрами. Так, помимо включения в фильм предполагаемо непостановочных сцен насилия, сомнения у критиков вызвала возможность появления подобного проекта «на территориях стран первого мира». Также журналистов интересует, какие художественные задачи могли быть решены подобными методами. 

«Я не занимаюсь, как и мои коллеги, никакими обвинениями. Тут попытка разобраться в художественной оправданности тех методов, которыми, возможно, пользовался режиссёр Илья Хржановский во время съемок проекта Дау, которые происходили в начале нулевых, из которых очень много вынесено анонимных историй, которые так или иначе заставляют усомниться в кристально чистом образе режиссёра Хржановского», — заявил в беседе с ЦСН Дмитрий Барченков.

На вопрос, согласен ли критик с решением Минкульта отказать некоторым картинам проекта «Дау» (в том числе «Дау. Наташа») в прокатном удостоверении на территории РФ, Барченков отметил:

«Это решение Минкульта РФ. Если не ошибаюсь фильму было отказано с формулировкой «пропаганда порнографии». Это ими руководило (в «Наташе» есть сцена секса, в том числе орального) или что-то ещё — говорить не решусь. Мне кажется, что для начала вообще нужно осмыслить факт существования такого проекта и ответить на вопросы к нему, а потом думать о прокате или отказе в нем».

Отметим, что 2 марта были объявлены победители Берлинале. Фильм «Дау. Наташа» получил награду за лучшую операторскую работу.