Биохимики изучают природу образования тромбов

Автор: Загудалина Диана
Фото: © Thomas Sbampato / imageBROKER.com / Global Look Press

Ученые узнали, почему у спящих медведей не образуются тромбы и как это поможет людям

Любой, кто совершал долгий перелет, знает, что слишком долго сидеть на месте — это большая боль. Это также может представлять серьезную опасность для здоровья, так как бездействие может привести к образованию тромбов в венах ног и легких. Тем не менее, этот риск не влияет на спящих медведей, которые лежат неподвижно в течение нескольких месяцев. Теперь исследователи знают, почему: медведи, впадающие в спячку, производят меньше белка, который, как только что узнали исследователи, помогает крови свертываться.

Понимание большего количества этого белка может иметь серьезные последствия для здоровья человека. Как отметил Марк Роджер, гематолог из Университета Макгилла, опасность тромбозов крайне велика. Он добавляет, что современные методы лечения и профилактики эффективны лишь частично и включают препараты, разжижающие кровь, что может привести к неконтролируемому кровотечению.

Чтобы лучше понять, как медведи избегают опасного свертывания крови, пара кардиологов из Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана, Тобиас Петцольд и Мануэла Тиенель, объединились со скандинавской командой и другими исследователями для изучения спящих бурых медведей в Швеции. В течение двух зим исследователи шли по снегу, чтобы откопать спящих бурых медведей в GPS-ошейниках. Они усыпили 13 медведей транквилизаторами, взяли образцы крови, а затем вернули медведей в их берлоги. Следующим летом они выследили тех же медведей и взяли еще образцы крови. Сотрудники Института биохимии Макса Планка искали сезонные различия в крови медведей, которые могли бы объяснить, почему она не сворачивается зимой. 

Исследователи заметили, что белок под названием HSP47 был в изобилии в крови медведей летом, но практически исчезал зимой. В дополнение к другим функциям этот белок находится на поверхности тромбоцитов, участвующих в формировании сгустка. Работая с мышами, у которых отсутствует этот белок, ученые определили, что тромбоциты с меньшим количеством HSP47 с меньшей вероятностью будут привлекать и связываться с борющимися с инфекцией лейкоцитами, называемыми нейтрофилами, что является ключевым этапом в формировании сгустка. 

HSP47 на тромбоцитах активирует нейтрофилы, заставляя их образовывать «сетку», которая захватывает белки, патогены и клетки, что приводит к образованию тромбов. Поскольку медведи в спячке производят меньше HSP47, их кровь с меньшей вероятностью образует эти сети и, следовательно, менее склонна к свертыванию.

Затем исследователи изучили HSP47 у людей с травмами спинного мозга, у которых, как и у медведей, впадающих в спячку, тромбы не образуются очень часто, несмотря на то, что они неподвижны в течение длительного периода времени. Они обнаружили, что у этих людей тоже было относительно мало HSP47 по сравнению с другими, более мобильными. Это говорит о том, что их тела снижали выработку этого белка в ответ на иммобилизацию. Чтобы проверить эту гипотезу, 10 здоровых добровольцев провели 27 дней в постельном режиме, пока исследователи следили за их уровнем HSP47. Конечно же, уровень белка со временем снизился

Ученые задаются вопросом, может ли снижение уровня тромбоцитов HSP47 у людей, которые внезапно оказываются иммобилизованными, снизить риск образования тромбов до тех пор, пока их тела не начнут естественным образом снижать уровень белка. Сделанное открытие потенциального нового механизма предотвращения образования тромбов может помочь больным раком, хирургии и травмам, которые подвержены большему риску образования тромбов.