Аутизм может быть связан с различным восприятием движения в младенчестве

Автор: Загудалина Диана
Фото: © A. Krivonosov

Открытие может указывать на иное восприятие мира людьми с аутизмом.

Новое исследование, проведенное учеными из Университета Упсалы и Каролинского института, показывает, что у детей, у которых развиваются симптомы аутизма, наблюдается различная активность зрительной коры головного мозга уже в возрасте пяти месяцев, когда они смотрят на определенные типы движений. Это открытие может указывать на то, что аутичные люди воспринимают свое окружение по-другому даже с самого раннего возраста, что может повлиять на их развитие и обучение.

Аутизм определяется проблемами с социальным общением, а также ограниченными и повторяющимися чертами поведения и интересов. Однако исследования показывают, что аутичные люди также по-разному воспринимают различные раздражители и реагируют на них. В частности, многие исследования показали связь между аутизмом и трудностями в восприятии целых единиц в паттернах зрительных движений, например, когда стая птиц формирует общее движение в небе. Возможность интегрировать сигналы движения в общую фигуру важна с точки зрения способности правильно воспринимать, как объекты и поверхности движутся по отношению к зрителю.

В новом исследовании изучалась активность мозга пятимесячных младенцев, сидящих на коленях у родителей и просматривающих различные типы визуальной информации. Исследователи измеряли как реакцию мозга на простые визуальные изменения в свете (например, изменение направления линии), так и более сложные паттерны, когда проверялась способность видеть целые единицы. В оценке использовалась технология ЭЭГ, которая регистрирует слабые электрические сигналы, создаваемые естественным образом в коре головного мозга при обработке информации. Сигналы измерялись с помощью электродов, размещенных вокруг головы на специально приспособленной шапочке.

Младенцы, у которых позже — в возрасте трех лет — проявлялись многие из классических симптомов аутизма, отличались активностью мозга, когда на экране показывались сложные модели движений. Это говорит о том, что мозг аутичных людей обрабатывает визуальные движения не так, как в раннем детстве. С другой стороны, более простые зрительные изменения вызывали четкую и сходную реакцию во всем детском мозгу.

Видеть эту разницу за несколько лет до появления симптомов аутизма — это нечто совершенно новое, и это способствует нашему пониманию того, как выглядит раннее развитие аутизма. Аутизм имеет сильный наследственный компонент, и вполне вероятно, что различия, которые мы наблюдаем в зрительном восприятии, в младенчестве связаны с генетическими различиями,

объясняет Терье Фальк-Иттер, профессор факультета психологии Упсальского университета и руководитель исследования.

Ученые могут только догадываться о субъективном восприятии младенцем визуального движения. Однако, учитывая результаты и предыдущие исследования взаимосвязи между мозговой активностью и опытом у взрослых с диагнозом, можно предположить, что они переживают его по-другому. Также возможно, что это открытие связано с восприятием сложных социальных движений, таких как интерпретация выражений лица. Специалисты намерены это исследовать в будущих научных работах. Когда детям исполнилось три года, с психологом было проведено стандартизированное игровое наблюдение, и на его основе каждому ребенку была выставлена оценка, соответствующая симптомам аутизма. В исследование также была включена контрольная группа из более чем 400 младенцев, а это означает, что ученые хорошо знали, как детский мозг обычно реагирует на эти раздражители.

В настоящее время аутизм не может быть диагностирован с достаточной точностью до двух-трехлетнего возраста, но мы надеемся, что больше знаний о раннем развитии позволит нам проводить эти оценки раньше в будущем. Это облегчило бы семьям получение поддержки и мы надеемся, индивидуализированное обучение раньше. Это также могло бы стимулировать совершенно новые исследования ранних вмешательств. Результаты этого исследования показали статистически значимые различия между группами, но важно подчеркнуть, что точность измерения ЭЭГ была слишком низкой, чтобы можно было предсказать развития отдельных детей. Поэтому еще слишком рано говорить о том, будет ли этот метод иметь клиническую ценность, например, для раннего выявления,

заключает Фальк-Иттер.