Ученые представили клеточный метод лечения порока развития легкого новорожденного
Новая модель стволовых клеток открывает терапевтический подход к лечению врожденной диафрагмальной грыжи.
Врожденная диафрагмальная грыжа (ВДГ) является распространенным заболеванием, поражающим одного из каждых 2500 новорожденных. От него умирает до 30 процентов заболевших младенцев. Основная проблема – недоразвитое легкое. Состояние также связано с отверстием в диафрагме, которое детские хирурги исправляют, закрывая его в первую неделю жизни. До сих пор было мало медицинских знаний о том, как развивается ВДГ— что именно идет не так во время эмбрионального развития. Доктор Ричард Вагнер, детский хирург и ученый из Лейпцигской университетской больницы, объединился с исследователями из Массачусетской больницы общего профиля в Бостоне, чтобы создать новую клеточную модель для конкретного пациента в Гарвардской медицинской школе. Используя свою модель, исследователи исследовали возможные способы лечения этого состояния.
Младенцы с ВДГ помещаются на ИВЛ сразу после рождения. Ученые выделить стволовые клетки из жидкости, которая высасывается из легких детей. Они изучали стволовые клетки в лаборатории вместе с американскими исследователями, разрабатывая клеточные модели дыхательных путей крошечных пациентов. Это дало им доступ к «живой» легочной ткани человека от пациентов с ВДГ. Затем они сравнили стволовые клетки здоровых и недоразвитых легких.
Когда исследователи изучили молекулярные свойства стволовых клеток, они обнаружили, что они были изменены из-за воспаления. Однако медикаментозная терапия на клеточной модели смогла восстановить функциональность. Также исследователи проверили этот процесс на животных моделях и показали, что лечение способствовало лучшему развитию легких и там. Таким образом, с помощью той же лекарственной терапии удалось добиться положительных эффектов как в клетках человека в чашке Петри, так и в живом организме.
Лечение проводилось стероидным дексаметазоном. Этот препарат уже используется в клинической практике для индукции зрелости легких у плода при угрозе преждевременных родов во время беременности.
Наиболее привлекательным является тот факт, что мы уже знаем, что это лекарство не вредно для беременных. Если бы мы собирали больше данных в лабораторных исследованиях, позже в клинических испытаниях можно было бы выяснить, есть ли преимущества в назначении препарата. во время беременности, чтобы замедлить возможное воспаление в организме и помочь росту легких,говорит доктор Вагнер, добавляя, что в будущем цель состоит в том, чтобы иметь возможность вмешиваться с помощью лекарств сразу после диагностики диафрагмальной грыжи, что случается примерно на 20-й неделе беременности.