Биоразнообразие планеты сильно пострадало из-за сельского хозяйства
Сельское хозяйство нанесло значительный урон экологическим системам, и восстановление земель невозможно без дополнительных усилий.
Сельское хозяйство считается серьезной помехой для экологических систем — восстановление деградировавших или официально используемых сельскохозяйственных земель может занять много времени. Однако без каких-либо активных восстановительных вмешательств это восстановление может занять чрезвычайно много времени и часто является неполным, как показали исследования группы ученых Немецкого центра интегративных исследований биоразнообразия (iDiv), Лейпцигского университета (UL), Университета Галле-Виттенберг (MLU) и Центра экологических исследований им. Гельмгольца (UFZ). Научная работа проливает свет на процесс восстановления в различных масштабах на бывших сельскохозяйственных угодьях, указывая на конкретные меры, которые могут помочь восстановить биоразнообразие.
Землепользование, такое как преобразование естественной среды обитания в сельскохозяйственные угодья, является наиболее важным фактором утраты биоразнообразия во всем мире. Однако можно предположить, что при наличии достаточного времени устранение крупных антропогенных нарушений позволит восстановить биоразнообразие. Экологическая реставрация – это наука и практика по управлению и ускорению восстановления нарушенных экосистем. В соответствии с Задачей 2 недавно принятой Глобальной системы сохранения биоразнообразия Конвенции ООН о биоразнообразии (КБР) к 2030 году должно быть эффективно восстановлено не менее 30% площадей деградированных наземных, внутренних вод, а также прибрежных и морских экосистем.
Чтобы узнать больше об этом процессе восстановления на бывших сельскохозяйственных угодьях, исследователи измерили восстановление биоразнообразия и видового состава на 17 пастбищах умеренного пояса в Миннесоте (США). Эти луга были вспаханы и использовались для сельского хозяйства, но в период с 1927 по 2015 год различные поля были заброшены, чтобы можно было проследить естественное восстановление растительности. Исследователи сравнили эти заброшенные участки с участками, которые никогда не вспахивались, которые служили эталоном и показывали, как могут выглядеть естественные системы. Понимание этого процесса восстановления может дать представление о том, как можно помочь и ускорить процесс.
Исследователи обнаружили, что даже спустя 80 лет заброшенные поля не восстановились сами по себе по сравнению с никогда не распаханными участками. Численность различных видов на старых полях в среднем составляла 65% от численности на никогда не распаханных участках. Кроме того, виды растений, которые обитали на этом участке, со временем восстановились, но не полностью. Когда поля впервые восстанавливались, они были заселены видами, которые были уникальными для старых полевых участков, как и многие сорняки и устойчивые к нарушениям виды.
Через некоторое время многие виды, характерные для никогда не нарушаемых участков, колонизировались и со временем увеличились. Однако в ходе всего исследования было обнаружено 63 местных вида, уникальных для никогда не распаханных участков, а на восстанавливающихся старых полях было больше интродуцированных трав и сорняков.
В своем исследовании ученые сосредоточились на восстановлении старых месторождений без каких-либо активных усилий, способствующих этому процессу. С помощью этой информации можно разработать действия по восстановлению, чтобы помочь этим системам лучше восстановиться. Таким образом, специалисты смогут понять, как можно помочь системам вернуть биоразнооразие быстрее и лучше.
Конкретные меры по восстановлению могут включать посев или посадку видов, которые не входят в состав восстанавливаемых полей, в сочетании с управлением экзотическими видами для снижения конкуренции с местными видами.