Как ретушировали снимки до появления фотошопа?

Автор: Екатерина Петрова
Фото: ©️ Ekaterina Savrukhina

«Улучшение» реальности возникло практически одновременно с изобретением фотоаппарата.

Методы ретуширования фотографии появлялись одновременно с изобретением и развитием фотографического дела — еще до появления компьютеров и цифрового изменения фотографии. Для этого применялась как ручная обработка — вырисовывание, вырезание и т. д., так и химическая. Практически все изображения, сделанные в начале XX века и раньше подвергались той или иной обработке. Как ни странно, уже тогда вместе с модой на улучшение качества изображения появилось стремление к «естественности» в части ретуширования: для мастера важно было не переборщить, отретушировать так, чтобы это осталось незаметным.

История вопроса

Фото: ©️ Ekaterina Savrukhina

Одним из первых опытов использования ретуши связывают с изобретением калотипии. Этот способ создания негатива, который можно было размножить, придумал нгличанин Уильям Тальбот. Впоследствии знакомый Табольта решил проверить его метод и сделал пять изображений монахов на одном снимке: четыре из них получились хорошими, а один — неудачными, смотрел ни в ту сторону и находился дальше остальных. В итоге фотограф просто закрасил его чернилами, изобретя фактически один из методов ретуширования снимка без фотошопа.

С середины XIX века ретуширование распространилось среди немецких фотографов, и вскоре стало популярной услугой — особенно среди богатых дам. В последней четверти века эта практика стала использоваться и в Соединенных Штатах. А затем эта процедура стала практически обязательной при создании каждого снимка. Правда, важно было сделать все так, чтобы никто не понял — отретушировали фото или нет. Это был особый признак мастерства.

Одновременно расширялся и список инструментов ретушера: различные ножи, захваты, множество видов краски, карандашей, распылителей, стёкол и т. д. А для того, чтобы не испортить снимок, использовалась специальная «жвачка» — ее можно было легко убрать в случае ошибки.

Ретуширование особо расцвело с появлением Голливуда: ни один постер к новому фильму не обходился без исправлений и улучшений. Даже фотографии таких культовых красавиц, как Джоан Кроуфорд, Одри Хепберн и других подвергались ретушированию, чтобы достичь идеала.

Различия структурной и технической ретуши

Фото: ©️ Ekaterina Savrukhina

Одними из наиболее популярных среди всех методов докомпьютерной обработки фотографии была структурная и техническая ретушь.

Структурная ретушь — это изменение фото вручную: с фотографии могли вырезать нужные части и склеить их или склеить несколько фотографий. Также в этом методе использовалась пересъемка с другой экспозицией и использованием светофильтров.

Техническое ретуширование фото использовалось, чтобы убрать случайные дефекты — они нередко встречались на химических изображениях: пятна, точки, царапины. Также с помощью этого метода можно было изменить плотность изображения — усилить или ослабить участки полутонового снимка. Для этого необходимо было подобрать контраст во время печати, а также, в некоторых случаях, применять маски.

Кстати, сейчас подобные методы еще остаются востребованными, например, в голографии. Но все же их в большинстве своем вытесняет цифровая обработка фото — простая в реализации, но более точная и надежная.

Появление фотошопа

Фото: ©️ Ekaterina Savrukhina

Первая версия фотошопа появилась только в 1987 году. Программу разработали Томас и Джон Нолл. Братья с детства были погружены в мир фотографии, поскольку их отец был профессиональным фотографом.

В 80-е годы Томас Нолл учился на факультете Image Processing в Университете Мичигана. На диплом ему необходимо было купить новый Apple Mac Plus. Однако на тот момент даже этот ноутбук не передавал полутона. Поэтому Томас решил создать собственную программу, получившую название Display.

Брат Джон тогда уже работал в отделе спецэффектов Industrial Light And Magic (ILM) студии Lucasfilm. Он убедил Томаса сделать из Display полноценный фоторедактор. В 88-м году братья, купив Mac II, начали работать над сознанием программы — по задумке она должна была применяться и для цветных изображений. Изначально Томас хотел назвать доработанную версию ImagePro, но программа с таким названием уже существовала. В итоге разработку решено было назвать Photoshop.

Сначала программа продавалась под брендом Barneyscan — удалось реализовать 200 копий. А затем, в 1989 году, Джон представил Photoshop арт-директору компании Adobe. Компания заинтересовалась новым графическим редактором и купила лицензию на его продажу.