«Калейдоскоп весёлого насилия не прекращается»: режиссёр Михаил Поляков о втором сезоне сериала «Секреты семейной жизни»
Онлайн-кинотеатр KION представил долгожданное продолжение чёрной комедии «Секреты семейной жизни» - 25 октября состоялась премьера второго сезона шоу. «Центральная служба новостей» поговорила с режиссёром проекта Михаилом Поляковым об идее сериала, работе с Региной Тодоренко и главных проблемах социальных сетей.
Как бы Вы описали «Секреты семейной жизни» человеку, который ещё не видел ни одной серии, но хочет начать смотреть сериал?
Так, на самом деле, в одном предложении и не скажешь. С одной стороны, это комедия — смешная, весёлая, очень чёрная комедия. С другой стороны, если я скажу, что это мелодрама, наверное, это будет неправильно. Это энциклопедия о тайнах и секретах семейной жизни — что сделать, чтобы вернуть свою любовь, что сделать, чтобы завоевать её, как за неё бороться, и на что мы, собственно говоря, готовы ради своей любви. Наверное, это самый главный вопрос, на который отвечает наш сериал. А вообще это просто весело.
Что вдохновило Вас на создание этого проекта? Из похожих картин сразу вспоминается фильм Кирилла Соколова «Папа, сдохни!».
Да, отличный фильм.
И как будто бы на этом всё — больше похожих примеров в отечественном кино я не могу вспомнить. Почему Вы решили снять именно такую чёрную комедию?
Наши герои убивают токсичных звезд шоу-бизнеса. Они убивают не просто кого-то там — они «Санитайзеры», они очищают этот мир и аргументированно это делают. И вот те интернет-звезды, на которых, скажем так, хочется воздействовать — вот, наверное, вдохновением послужили они. Мы убиваем целую пачку вполне узнаваемых товарищей, среди которых есть Мэллстрой [трэш-стример, осуждённый за избиение девушки во время онлайн-трансляции — прим. ЦСН], и вот эти родители, которые мучают своих детей ради лайков абсолютно по-свински, и всякие инстадивы, которые так или иначе попадают в поле зрения. Думаю, что зрителей они достали не меньше, чем создателей [сериала]. И да, это было поводом для вдохновения стопроцентно. Мы посмотрели кучу всяких трэш-стримов, которые было смотреть совершенно невозможно, взяли какие-то узнаваемые черты, и вот, пожалуйста — в следующих кадрах они уже мертвы.
Фото: KION
Не было волнения по поводу того, что кто-то из этих популярных людей узнает себя в Вашем сериале и останется недоволен? В суд подаст, например.
О, будет здорово! Это отлично, если сериал вызывает такие чувства, я буду только доволен. Да нет, конечно, мы не делали ничего такого, чтобы намеренно пытаться кого-то оскорбить, мы все делали завуалировано, но узнаваемо. На самом деле, «Санитайзеры» выбирали жертв так, что я не знаю, как эти люди могут говорить о морали — с нами уж точно. Мы делаем всё-таки развлекательный сериал, а они так живут, это их реальная жизнь. И если они захотят [подать в суд] — ну пусть попробуют.
Были какие-то референсы из зарубежного кино, на которые Вы ориентировались?
Точно совершенно какого-то референса не было. Мне кажется, «Секреты семейной жизни» вполне себе самостоятельны. Не могу сказать, что они на что-либо похожи, потому что это смесь романтики, чёрной комедии, кровавых трэш-убийств и абсолютно серьёзных тем — такой мультижанр, как сейчас говорят, кросс-жанровая история. Я не могу такого припомнить.
Фото: KION
При работе над вторым сезоном ставили ли Вы для себя какие-то новые задачи? Что хотелось показать?
Второй сезон должен не разочаровать фанатов первого сезона — это совершенно точно. Поэтому мы взяли какие-то самые интересные приемы первого сезона, например, смешение романтики и трэш-угара. Конечно, намного больше экшена стало, это абсолютно очевидно. Второй сезон — это вообще экшн-комедия, там намного больше всего этого. Больше убийств, больше крови, больше юмора, выше темп, больше серьезных тем. Всего больше. Вот по такой формуле мы и шли.
В новом сезоне сериала снялась Регина Тодоренко в образе популярного блогера. Можно сказать, что Регина, которая тоже является блогером в реальной жизни, играет саму себя?
Ну, не совсем, конечно. Регина Тодоренко и Кира Крауч [персонаж Тодоренко в сериале — прим. ЦСН] — это разные люди, но где-то какие-то пересечения есть.
Фото: KION
Почему Вы выбрали именно Регину на эту роль?
А потому что очень талантливая, потому что самоироничная, потому что сама может выполнять трюки. Она абсолютно бесстрашная, у неё большой опыт в этом есть. Когда мы предложили ей прыгнуть с моста — он был совсем небольшой, но мы переживали, как всё получится, — она сказала: «Ребят, я прыгала с водопада Виктория, уж с мостом я как-нибудь справлюсь». Понимаете, Регина — это положительный персонаж, и убивать её совсем не хочется. И именно такая задача стоит перед нашими героями — а убивать-то они её не хотят, и в этом вся проблема.
Есть ли разница для режиссёра в работе с профессиональными актёрами и непрофессиональными? Ведь для Регины актёрская стезя не является основной.
Никакой разницы абсолютно нет. Регина очень талантливая. Огромное количество предложений, очень много юмора она привнесла, много вещей, на которые мы абсолютно не рассчитывали. Она выполняла все сцены очень мастеровито, со всеми правильными взглядами в камеру, в разные точки. Регине, конечно, всё это было немного в новинку — но отдачи от неё в работе гораздо больше, она уделяла внимание каким-то мелочам, которые для профессиональных актеров уже прошедший этап, им это неинтересно. А Регина идёт в бой — каждое утро начиналось с тысячи её предложений по каждой сцене.
Фото: KION
Как Вы считаете, социальные сети — это добро или зло?
Ох какой философский вопрос. Я думаю, зло всё-таки. Я, знаете, за что сам не люблю социальные сети? Они отняли у нас дни рождения. Ну правда, у меня в Facebook* 2 тыс. фрэндов, в году всего лишь 365 дней, и несложно догадаться, что каждый день у меня где-то по 2–3 дня рождения. Мне каждый день по 2–3 раза кому-то писать «С днём рождения»? Или самым близким? Я, например, из своих социальных сетей убрал дату своего дня рождения, чтобы не попадать как раз-таки на вот это лицемерие: «О, Миша, привет, у тебя день рождения, я так рад!», а на самом деле, он просто увидел уведомление где-то. Facebook* отнял у нас дни рождения, это отвратительно.
Но при этом же тяжело помнить даты дней рождений каждого из своих друзей.
Так это твои друзья, надо помнить! А нам как будто подменили это, и всё, ничего ты не сделаешь. Все думали, что социальные сети должны были объединить людей, а вышло наоборот, мне кажется, — они нас разъединили. У меня даже если есть возможность с кем-то пообщаться, необязательно, что я буду это делать. Хотя, понятное дело, что и добрых функций социальных сетей тоже навалом — они всё-таки много сделали для всяких благотворительных организаций, какой-то общественный резонанс, где он нужен был, появился.
Как кинорежиссёра Вас тоже можно назвать создателем контента. Как Вам кажется, в чем феномен популярности блогеров и стримов, построенных на злости и агрессии? Зачем люди это смотрят?
Я думаю, тут каждый сам выбирает, что смотреть. Мы именно этот вопрос и задаём — почему так происходит, почему люди тянутся к таким вещам? У меня ответ такой есть: когда люди смотрят подобный жанр, и там происходит ну просто какая-то лютая дичь, отчасти кто-то смотрит это, потому что он сам хочет быть таким же Мэллстроем. А кто-то смотрит и говорит: о боже, слава Богу, что в моей жизни все нормально, что я не такой. Чтобы просто быть уверенным в этом. Почему смотрят передачи Малахова, где какая-нибудь история женщины, у которой уже четыре мужа, все они в тюрьме и у всех дети? Все они помогают нам увериться в том, что мы-то нормальные. Скажем так, я хочу верить, что смотрят их из-за этого.
Фото: KION
Отличительной особенностью Вашего сериала является сама картинка — визуальные эффекты, графика и многое другое. Насколько визуальная составляющая важна для кино сегодня?
Ну, конечно, важна. Мы живём в такое время, когда на нас сваливается огромное количество визуального мусора — под мусором я подразумеваю не потребляемый человеком контент, а общий шум. Огромное количество рекламы, роликов в социальных сетях, и так далее. Конечно, чтобы хоть как-то выделяться на фоне этого калейдоскопа, надо быть ещё ярче, ещё быстрее, ещё выразительнее. Это задача довольно сложная, и наши художники с этим справились, и справились достойно, на мой взгляд. Вот эта стилистика комиксовая — мне кажется, она отвечает духу времени. Мы не могли пойти другим путём, мы не могли сделать медленный, размеренный ритм и чёрно-белую картинку. Конечно, мы хотели быть быстрее, выше, сильнее.
В сериале можно найти целый ряд отсылок — например, к фильмам «Заводной апельсин», «Леон», «Убить Билла». Это «пасхалки» для знающего зрителя или некая дань поп-культуре?
50 на 50. Где-то мы опираемся, конечно, на то, что зритель уже видел когда-то, чтобы ему было легче нас понять. А где-то да, это были какие-то «внутрячки» ради собственного удовольствия. Это же творчество, оно же ситуативно, оно, бах! — и родилось. Зачем мы это делаем, мы не всегда можем объяснить.
Фото: KION
После второго сезона «Секреты семейной жизни» — это завершенная история?
«Секреты семейной жизни» очень многому меня научили. Это был просто невероятный опыт подобных съёмок. Это было очень интересно, это было невероятно сложно, потому что, если действие первого сезона в основном разворачивалось в Москве, то география второго сезона сильно расширилась — мы ездили даже на Валдай, чтобы снять часть сцен. Там огромное количество новых, каких-то нетипичных для первого сезона локаций, и даже прыжок через железнодорожные пути от поезда у нас есть. Калейдоскоп весёлого насилия не прекращается, скажем так.
Я думаю, что зрителю будет интереснее смотреть второй сезон, если я скажу, что история завершенная. Чтобы зритель предполагал, а чем это может закончится? Смертью главных героев? Может быть. А, может быть, хэппи-эндом? Если да, то каким — они же всё-таки убийцы, нельзя же их просто так отпустить. Вот вопрос, интрига.
* Компания Meta Platforms Inc., владеющая социальными сетями Facebook и Instagram, по решению суда от 21.03.2022 признана экстремистской организацией, её деятельность на территории России запрещена.