Каким получился новый роман Виктора Пелевина «KGBT+» и стоит ли его прочесть

Автор: Юлия Кепко

С одной стороны, в книге не найдется ничего принципиально нового, но, с другой стороны, Пелевин остается в неплохой форме и более полутысячи страниц необременительно читаются до конца.

Каким получился новый роман Пелевина «KGBT+» и стоит ли его читать

О новом романе «KGBT+» русского писателя, эссеиста Виктора Пелевина, осенью 2022 года иронизирующего над положениями законодательства об иноагентах, атакующего Telegram-каналы, которые попытались его деанонимизировать, и остро высказывающегося о российской СВО, высказался литературный критик Игорь Кириенков.

В далеком будущем на Земле наступила зеленая эра: люди передвигаются по городам на телегах. Патриархат низвержен, что оказало радикальное влияние на легально допустимые сексуальные практики и шире — на место мужчин в обществе. Все человечество теперь оснащено имплантами, посредством которых корпорация Transhumanism Inc. жестко контролирует публичный дискурс. Элита делегировала свои мозги лондонскому подземному хранилищу, правя миром из банок. На месте РФ образовалось Доброе Государство, где накануне произошла смена власти, которая отныне ведет борьбу с иноагентами — так называемыми рептильными влиятелями. Главный герой романа — Кей, или KGBT+, являющийся успешным вбойщиком, зачитывающим перед многотысячной толпой ритмичные монологи. Читаемые им речевки имеют цель заразить слушателей нужной заказчику — Доброму Государству или Transhumanism Inc. (на каком-то глубинном уровне это более-менее одно и то же), — идеей. В мемуарах Кей рассказывает о предыстории своих знаменитых монологов-вбоек, раскрывая подоплеку секретной операции, стоившей ему 82 лет в тюрьме США, где его перевоспитывал Хороший Русский, афроеврейский рэпер Айпак Шакур. Повествование дополнено мемами — короткими советами, призванными помочь молодому вбойщику обрести покой и волю.

Из первых отзывов следует вывод: профессиональные читатели почувствовали что-то вроде облегчения — «он, как и мы, сидит и думскроллит и, вообще, похоже, не людоед» — и даже выявили в произведении терапевтическое измерение. Чтобы пережить темные времена, автор (точнее, протагонист) рекомендует философию let it be — не потворствовать злу, при этом не слишком рассчитывая на силы добра. Абстрагироваться от происходящего и не дать превратить свое сознание в поле битвы. Все слова в предыдущем предложении стоит взять в кавычки.

По мнению критика роман Пелевина является, помимо прочего, троллингом (авто)биографий звезд и многочисленных историй успеха с советами. По произведению разбросаны рекомендации типа: «Книги о пути к успеху обычно пишут люди, чей главный жизненный успех — нормально продать книгу о пути к успеху. Если ты не планируешь писать подобных книг сам, читай только тех, кто чего-то реально достиг. От них ты узнаешь об успехе больше, даже если само это слово не всплывет ни разу», отмечает Кириенков.

Пятьсот пятьдесят страниц нового пелевинского текста — это еще и привычные читателям квазибуддистские парадоксы, перемежаемые презрительно-ироничными неполиткорректными публицистическими афоризмами. Большое количество сюжетных и технологических наворотов, квалифицированно созданных автором, превращают роман, по словам критика, в действующее лекарство от жизни или, паллиатив. С одной стороны, в книге не найдется ничего принципиально нового, но, с другой стороны, Пелевин остается в неплохой форме и более полутысячи страниц необременительно читаются до конца.