Развитию беспилотных перевозок в России помогут отечественные разработки и грузовики китайских партнеров

Автор: Новиков Никита

Транспортно-логистический рынок России уже проходил тестовый период использования беспилотников. В условиях санкций Евросоюза перевозчики рассматривают отечественные грузовики, а также транспортные разработки партнеров из КНР.

Развитие беспилотных перевозок осложняется условиями санкций и ограничений. Российский рынок привычно работал с автоконцернами Renault, Mercedes и Scania, которые впоследствии приостановили деятельность на территории страны.

Директор департамента цифровой трансформации ПЭК Олег Сковородников отмечает, что необходим глобальный перезапуск беспилотного проекта, а именно переход на новых партнеров, в качестве которых могут выступить российские, белорусские и китайские бренды. Поэтому в планах транспортно-логистической компании провести переговоры с китайскими производителями высокотехнологичных магистральных грузовиков, машины которых могут быть доработаны на территории России в интересах беспилотного проекта ПЭК.

ПЭК также планирует запустить сервис беспилотной доставки для сторонних перевозчиков. На первом этапе возможно применять малотоннажный автомобиль EVO-1, который способен перевозить грузы весом до 1,5 тонн. Беспилотник оснащен гибридной системой питания от электрических батарей и водородных топливных элементов. Выстраивание дополнительной инфраструктуры на закрытой территории не требуется — передвигается машина с помощью технического зрения и камер.

Первая коммерческая эксплуатация беспилотного грузовика состоялась в логистическом хабе ПЭК в Бутове (апрель 2021 г.). Тестирование машины, компания проводила совместно с сервисным партнером «Эвокарго».

На протяжении опытной эксплуатации беспилот совершил более 3000 рейсов. Транзитный хаб (35 тыс. кв.м) оснастили диспетчерским пунктом по контролю за движением беспилотной платформы. Работу отслеживал удаленный оператор. Машина перевозила 40 палет ежедневно со скоростью более 8 км/ч. На площадке установили зарядную станцию: в среднем EVO-1 доступна 22 часа в сутки, на подзарядку уходит около двух часов. Отработали основные сценарии погрузки и разгрузки, работы с разметкой и правилами дорожного движения. Главные достижения — нулевая аварийность и выстроенная модель страхования беспилотных перевозок.

«При эксплуатации беспилотных перевозок важно получить две страховки. Первая — страхование автомобиля на случаи повреждения. Вторая, что сложнее, так как работы погрузчика привязаны к удаленному водителю, — страхование гражданской ответственности», — пояснил Олег Сковородников. Страховых случаев, отмечают в ПЭК, на период тестирования EVO-1 не было.

Итоги эксперимента показали, что работа на электричестве и водороде в два раза выгоднее использования машин на традиционном топливе. С учетом того, что доля грузовиков класса Евро-5 на российском рынке падает, отрасль вынуждена возвращаться к предыдущим экологическим стандартам. Поэтому увеличивается необходимость оперативного развития беспилотных грузовых перевозок. Цифровизация транспорта и логистики продолжится, отрасль оправится от экономического шока, убежден директор департамента цифровой трансформации ПЭК.