Под слоем краски Моны Лизы нашли угольный набросок

Автор: Виктория Хаценок

Под слоем краски великого произведения Леонардо да Винчи нашли ещё одну картину

Многочисленные загадки Моны Лизы уже долгое время будоражат умы учёных и искусствоведов всего мира. Одни пытаются разгадать тайну её улыбки, другие — технику создания произведения. Спектральный анализ (высокочувствительное многоспектральное сканирование) полотна, выполненный не так давно, помог обнаружить неожиданный приём, используемый гением Леонардо да Винчи.

Опираясь на материалы, опубликованные порталом Artnet News, мы узнали, что прежде чем выполнить портрет Моны Лизы маслом, художник сделал его набросок. Угольный рисунок был обнаружен под слоем масляной краски. В данном случае была использована так называемая техника спольверо — прокалывание небольших отверстий по контурам изображения и применение угольной пыли для переноса эскиза на холст.

Да Винчи использовал спольверо — технику нанесения наброска, основанную на применении полотняного мешочка с древесным углем. Плюс, на голове Моны Лизы обнаружились следы, которые могли быть наброском заколки, —

сообщили эксперты.


Угольный набросок обнаружил исследователь Паскаль Котт, сфотографировавший картину с помощью собственного изобретения — камеры Lumiere Technology, которая фиксирует излучение в 13 различных спектрах, в том числе инфракрасном.
Угольные штрихи были обнаружены на руке и линии волос Моны Лизы. Это говорит о том, что изначально у Джоконды была совершенно другая поза. Помимо этого, в её волосах была заколка, хотя в это время во Флоренции таких украшений никто не использовал.

Котт предположил, что отсутствие заколки в окончательном варианте картины свидетельствует о том, что это изображение не совсем реальной женщины, а её идеального образа. Он считает, что это украшение является символом добродетели и справедливости, обращая нас к образу Девы Марии.