Ученые установили нарушения в мозге, затрудняющие развитие речи при аутизме

Автор: Юлия Казарян

Причину обнаружили в нарушении работы слуховой коры

Исследователи из Московского государственного психо-педагогического университета выяснили, что причиной возникновения нарушений речи у людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) являются сбои в работе слуховой коре головного мозга. Ранее считалось, что основная причина кроется в недостаточном общении детей с РАС со взрослыми. Результаты научной работы появились в журнале Molecular Autism.

По словам специалистов, левая слуховая кора, в отличие от правой, обрабатывает звуковые стимулы иначе. Их совместная работа обеспечивает высокую скорость обработки звуковых сигналов, однако левое полушарие проявляет большую активность при работе с речью.

Зрительная информация статична, а речь непрерывно меняется, поэтому слуховой канал информации требует чрезвычайно высокой скорости обработки. Чтобы слышимое слово было распознано мозгом, слуховая кора должна успеть обработать каждый акустический элемент слова за то время, пока он звучит. Даже взрослому человеку трудно воспринимать на слух известные слова знакомого, но не родного языка,

Елена Орехова, ведущий научный сотрудник МЭГ-центра МГППУ.

Поскольку поверить скорость работы слуховой коры, оценивая реакцию на речь, невозможно, ученые в рамках эксперимента учитывали только периодичность звука — его повторяемость через определенные промежутки времени. По словам Ореховой, правое и левое полушарие обрабатывают такие сигналы по-разному, при этом для восприятия и нарушения речи важен только принцип работы левого полушария. Скорость реакций в коре обоих полушарий оценивалась при помощи представления регулярных щелчков обычным детям и детям с РАС.

Результаты показали задержку нейронного ответа в слуховой коре левого полушария у детей с РАС. Показания правого полушария не отличались от результатов контрольной группы. Таким образом, ученые продемонстрировали влияние РАС на низшие уровни обработки речевых стимулов. Специалисты надеются применять новую методику для выделения детей с РАС, у которых нарушения речи связаны не с социальными трудностями, а с нарушениями в работе в слуховой коре мозга. Ученые также планируют в дальнейшем применить данную методику для реабилитации.